Get Adobe Flash player
Главная Юриспруденция Римское право Римское государство в период республики. Органы государственного управления

Римское государство в период республики. Органы государственного управления

Скачать

Содержание

Введение…………………………………………………………...1

1.1.    Республиканский Рим………………………………………..5

1.2.    Общественные отношения……………………………….....5

1.3.    Государственный строй. Органы гос. управления………10

1.4.    Государственные должности и замещения………………13

1.5.    Падение республики и переход к империи……………….16

Заключение………………………………………………………...20

Литература…………………………………………………………..21

                         

Введение

Изучение истории римского общества - прослеживание основных закономерностей его правового, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт - имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса истории государства , получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время. Если ранней республике были свойственны первоначальные формы рабства, то для периода поздней республики, гражданских войн, историческим содержанием которых был переход от системы античного демократического полиса к тоталитарному инвелирующему режиму, характерно значительное увеличении численности рабов, проникновение рабского труда в различные сферы экономической жизни государства.

В письмах Цицерона раскрывается подоплека политической борьбы. Политические должности достигаются с помощью подкупов, широких обещаний, раздаваемых различным слоям населения, вплоть до самых низших.

Расцвет классических рабовладельческих отношений продолжался в начале ранней Римской республики. В последние века ее существования наблюдалось разложение рабовладельческого строя. Рабство стало тормозом дальнейшего развития. К концу III в до н.э. после образования сильнейшей Римской средиземноморской рабовладельческой державы , сложилось римское общество, отличавшееся большим многообразием и многозначностью классово-сословной структуры. Основные общественные классы не были едины и монолитны. Например , класс рабовладельцев распадался на два сословия : сенаторы и всадничество. Класс рабов также делился на отдельные группы: рабы, занятые в сельском хозяйстве, в ремесле, рабы - “служащие” государственного аппарата и др. Следует отметить, что понятия “класс” и “сословие” не всегда совпадали. В римском обществе , разделенном на враждующие классы и сословия, классовые и социальные противоречия достигали такой остроты, которая не наблюдалась ранее. Они привели в конце II в до е.э. к мощному подъему аграрного движения. (гракханское движение), в котором приняло участие разорившееся римское крестьянство, а в начале I в до н.э. в годы Союзнической войны, крестьянство всей Италии. Во II в до н.э. произошли восстания рабов в Сицилии и в I в до н.э. грандиозное восстание рабов под руководством Спартака в Италии.

Римское   право всегда будет являться предметом для изучения . Все правовое развитие Западной Европы идет под знаком римского права вплоть до настоящего времени: лишь со времени вступления в действие нового общегерманского гражданского уложения — лишь с 1 января 1900 г. исчезло формальное действие Юстиниановского Свода в тех частях Германии, в которых оно еще сохранялось. Но материальное действие его не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов и действует под именем этих последних.Римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло теоретические изыскания и в юрипурденции . Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в прежнее время оно считалось за самый писаный разум, за ratio scripta.

Римское право складывалось в обстановке острой социальной борьбы, в которой приходилось от многого отказываться, сохраняя самое лучшее. Это и сформировало такие его черты, как строгость, жесткость правовой регламентации, рационализм и житейскую мудрость. Подобные качества предопределили становление строгой юридической системы, связанной широкими принципами, объединяющими правовые нормы .Если рассматривать период Республики в свете юриспруденции, то основным законом, который был издан в данный отрезок времени являются Законы XII таблиц . В течении многих веков они считались в Риме главным источником права, публичного и частного .

 

Содержание 12 таблиц:

Гражданское судопроизводство.

1  О вызове в суд

2  О суде.

3  Об исполнении судебных решений и о взыскании долга с должника.

О семейном праве.

4  О семейном праве.

5  Наследственное право – иерархия наследования.

6  О праве собственности и владения.

7  О тех законах и ограничениях которым подвергаются владельцы недвижимости

Публично-правовые.

8  О преступлениях уголовных.

9  О структуре власти.

10        Религиозное право

Поздние изменения

11        Поздние изменения в частном праве.

12        Поздние изменения в публичном праве.

Гражданским   центром   республиканского   Рима   был   Форум, где     римляне     занимались       важной      политической    и   общественной   деятельностью, а  также   торговлей, посещали   храмы. Здесь   под   открытым   небом   созывались  народные   собрания,   на   которых   решали  принципиальные вопросы и слушали выступления ведущих политиков.   Беседы,   заключение   сделок и судебные заседания устраивались   в   храмах   Порция   и     Эмилия, имевших     вытянутую    форму,   с деревянными   крышами   и   боковыми   приделами.   Оба  здания     освещались   через   окна   верхнего   яруса.   На Форуме  находились    также   издавна   почитаемые   храмы   Весты,   богини - хранительницы домашнего очага и семьи, и  Диоскуров, божественных близнецов, спасших Рим во время войны.

 

 

                            

Республиканский Рим

Общественные отношения

В 509 году до н.э. в Риме после изгна­ния последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики - период интенсив­ного восходящего развития производства, приведшего к значитель­ным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении пра­вового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неук­лонно расширявшие границы Римского государства, превращав­шие его в могущественную мировую державу.

Основным социальным делением в Риме стало деление на сво­бодных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) не­которое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю стано­вилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собствен­ность.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, тор­говцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленни­ков), составлявших большинство общества. К последним примыка­ла городская беднота - люмпен-пролетарии. В силу того, что раб­ство поначалу имело патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, кото­рые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастер­ских, долгое время составляла основное содержание истории Рим­ской республики. Только со временем противоречие между раба­ми и рабовладельцами выступает на первый план.

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладав­шее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном соб­рании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в иму­щественных правоотношениях.

Рабы в период республики превращаются в основной угне­тенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II-I вв. до н.э. - более полу­миллиона (число римских граждан, имевших имущественный ценз, в это время не достигало 400 000). Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля - покупка ра­бов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее зна­чение имело их естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что несмотря на отмену Законом Петелия дол­говой кабалы, фактически она, правда в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство.

Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатирова­лись в рудниках и государственных мастерских. Положение част­новладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (свя­щенного, основанного на религиозных верованиях) права, то в пе­риод расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интен­сифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовла­дельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работ­ников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину: "что приобретается через посредство раба - приобретается для госпо­дина". Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособности.

Рабовладельческие отношения определяли общую незаинте­ресованность рабов в результатах своего труда, что в свою оче­редь заставляло рабовладельцев искать более эффективные фор­мы эксплуатации. Такой формой стал пекулий - часть имущест­ва хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), ко­торую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяй­ства и получения части дохода от него. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда. Дру­гой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Ко­лоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в эко­номическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свобод­ные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущест­во, они могли заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассмат­риваемый период колонат, как и пекулий, еще не получил боль­шого распространения.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Поми­мо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они оста­вались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

По мере развития имущественной дифференциации возрас­тает роль богатства в определении положения римского гражда­нина. В среде рабовладельцев в конце III-II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников.

В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрици­анские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громадные денежные средства. Толь­ко они стали пополнять сенат и избираться на высшие государст­венные должности. Нобилитет превращается в замкнутое сосло­вие, доступ в которое новому человеку был практически невозмо­жен и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в ред­ких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рожде­нию, становились высшими должностными лицами.

Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н.э. развивает­ся процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности. Между отдель­ными их представителями возникают родственные отношения.

По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуостро­ва (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому поло­жению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы - древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право высту­пать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, поль­зовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам были пре­доставлены права римских граждан.

Второй категорией свободных, не имевших прав римских гра­ждан, были перегрины. К ним относились свободные жители про­винций - стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам от­носились также свободные жители иностранных государств. Пере­грины не имели прав латинов, но получили имущественную пра­воспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов.

        Военная   организация Рима сыграла очень   большую роль   в   его истории. Уже само создание    центуриатных собраний,   состоявших  из   вооруженных    воинов,   означало   признание   роли во­енной    силы в возникшем   государстве.   Громадное  расширение  его пределов, достигнутое вооружен. путем, свидетельствовало как   о роли армии, так   и о росте ее  политического    значения.      Да   и    сама    судьба     республики   оказалась во многом  в руках    армии. Первоначальная военная организация Рима была проста. По­стоянной армии не было. Все   граждане   с  18 до   60 лет,   обладавшие     имущественным   цензом,  были    обязаны    участвовать в военных   дей­ствиях   ( причем клиенты   могли   выполнять     военные обязанности вместо патронов ).   Воины в поход  должны были являтьсясо своим      оружием,     соответствовавшим     их     имущественному    цензу, и   продо­вольствием.  Как отмечалось   выше,      каждый   разряд   имущих     граж­дан выставлял определенное число  центурий,  объединявшихся   в   легионы. Командование армией  сенат     вручал   одному     из    консулов,     который мог     передать командование   претору. Во   главе  легионов стояли военные трибуны, центуриями командовали центурионы,   отряды   конницы  ( декурии )    возглавлялись     декурионами.   В   случае   если     военные   действия     продолжались    больше     года, консул или претор сохранял свое право командовать армией.

        Длительность и   частота   войн   превращает   армию   в постоян­ную     организацию.   Они   же    вызвали    растущее   недовольство   основного контингента воинов — крестьянства, отвлекаемого от своих хо­зяйств, приходящих     из - за   этого   в   упадок.   Назрела необходимость   реорганизации    армии. Она была проведена Марием в 107 году до н.э. Военная реформа Мария,   сохранив   воинскую   повинность   рим­ских    граждан,  допустила   набор   добровольцев,     получавших воору­жжение и жалованье  от государства.  Кроме   того, легионерам пола­галась часть военной  добычи, а с I в. до н. э. ветераны могли полу­чать   земли   в   Африке,     Галлии   и     в Италии (за счет конфискованных и свободных земель).      Реформа существенно изменила   социальный  состав   армии — большую  ее   часть теперь составляли     выходцы  из малоимущих и неимущих слоев населения,   чье   недовольство   соб­ственным    положением   и   существующими               порядками            нарастало.         Армия профессионализировалась,    прератилась       в      постоянную    и становилась  самостоятельной деклассирован ной политической     си­лой,   а   полководец ,     от     успехов    которого    зависило   благосостояние   легионеров , - крупной политической фигурой .

       Первые последствия сказались скоро. Уже в 88 году до н.э. при  Сулле армия   впервые в   римской   истории выступила против   существующей   власти и свергла ее. Впервые       римская   армии во­шла  в   Рим,  хотя по  древней  традиции ношение оружия и появле­ние войска в городе запрещалось.

 

 

 

 

Государственный строй.Органы государственного управления. 

В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала усло­виям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования респуб­лики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-преж­нему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое по­ложение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Рим­ской республике сочетались аристократические и демократиче­ские черты, при существенном преобладании первых, обеспечи­вавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания счита­лись органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управ­ляли государством. Это делали сенат и магистраты - органы ре­альной власти нобилитета.

В Римской республике существовали три вида народных со­браний - центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивав­шие благодаря своей структуре и порядку принятие решений пре­обладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением Пре­делов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал вы­ставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разря­дов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разря­дов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возрос­ла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консу­лов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные со­брания, которые в зависимости от состава жителей триб, участво­вавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматрива­ли жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собра­ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их зна­чения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохра­нившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собра­ниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению выс­ших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и пе­ренести его на другой день. Они же председательствовали в собра­нии и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники со­брания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утвер­ждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

Важную роль в государственном механизме Римской респуб­лики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патри­цианских родов, а в I в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные долж­ностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из предста­вителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом вер­хушки рабовладельцев, фактически независимым от воли боль­шинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его поста­новления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодатель­ную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассмат­ривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом кон­тролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении се­ната находилась казна государства. Он устанавливал налоги и оп­ределял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоус­тройству и религиозному культу. Важное значение имели внешне­политические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе ут­верждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Государственные должности и замещения

Магистратурами в Риме именовались государственные долж­ности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были вы­борность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответст­венность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не рас­пространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, ко­мандовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампа­нии могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистра­туры были коллегиальными - на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика кол­легиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение мог­ло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознагражде­ния магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского пе­риода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по исте­чении срока их полномочий могли быть привлечены к ответствен­ности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие рим­ской магистратуры - иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Дик­татор имел "высочайший империум" (summum imperium), вклю­чавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (impe­rium minus) - без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстра­ординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам отно­сились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими ма­гистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно су­щественными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один пре­тор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граж­дан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления спи­сков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответст­вующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консу­лов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием не­которых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организо­вывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрь­мами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрез­вычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству об­стоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьез­ные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского три­буна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежа­ли обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вво­дились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамка­ми этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магист­ратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не при­бегали.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").

К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450-451 гг. до н.э.

     Падение республики и переход к империи

Во II—I вв. до н.э. развитие  рабовладельческого общества     в  Риме   приводит к обострению всех  его   классовых и социальных противоречий. Успешная   завоевательная   политика ,пре­вратившая    Средиземное     море  во   внутреннее   море Римского   госу­дарства, подчинившая  ему почти   всю Западную Европу  до Рейна,  поставила   перед  Римом    новые   сложные военные и   политические  проблемы     подавления завоеванных народов, обеспечения   управле­ния   ими.                                                   В этих условиях   становится   все   более  очевидным , что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями.

   При завоевании Италии в V—IV вв. до н.э. Рим стремился прежде всего  к   конфискации   земель, так   как   рост населения тре­бовал расширения   земельных владений. Рабство приобре­тает "классический", античный   характер. Значительная   масса   ра­бов   эксплуатируется в    государственыных и крупных частных      земле­владельческих латифундиях с крайне тяжелыми   условиями   труда и   существования и жестоким террористическим режимом. Естест­венный    протест   рабов выливается в ряд  все более широких и мощ­ных восстаний.

Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними вспыхива­ют   гражданские и союзнические   войны, вызванные борьбой за власть      между     группировками    господствующего     класса, противоречиями между  низкими производителями и  возросшей     ( до 300 000 )   массой     люмпен - пролетариев,     получавших    незначительную      мате­риальную       помощь государства.    Рост числа люмпенов становится убедительным свидетельством общей деградации свободных.

Экономическое  и политическое    засилье    нобилей вызвало во  II в. До     н.э.   широкое     движение     протеста неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи   стреми­лись  ограничить крупное землевладение знати и за счет  этого со­здать земельный фонд для наделения землей   мелких землевла­дельцев, а также ослабить власть оплота   знати — сената   и   восста­новить потерявшую былое значение власть народного соб -рания и народного трибуна.

   Получив  должность трибуна, Тиберий Гракх, опираясь на на­родное движение, сумел, несмотря на сопротивление сената,   про­вести в 133 году до н. э. через народное собрание Аграрный закон. Закон ограничил максимальный размер земли получаемый   от го­сударства. За   счет   изымаемых излишков   создавался земельный   фонд, распределяемый между безземельными или малоземельными     гра­жданами.     Получаемые     ими     участки  становились неотчуждаемыми, что должно   было предотвратить     обезземеливание крестьянства. Несмотря на то, что  Тиберий Гракх в том же году был убит, его земельная  реформа начала  осуществляться, и  несколько десятков  тысяч граждан получили землю.

Реформаторскую  деятельность   Тиберия     продолжил   его   брат Гай Гракх,   избранный     трибуном. Им   были   проведены   законы, ослаблявшие   политическое     влияние знати, - введение тайного   голосования   в   народном   собрании, право   народного    трибуна   избираться     на     следующий     срок.     Осуществляя аграрную реформу своего  брата, Гай вместе   с   тем   в  123 — 122 гг. до н. э. провел законы о создании в провинциях колоний римских    граждан   с   наделением   их    землей   и о    продаже зерна из государственных складов гражданам по  очень низким ценам.   Последний     закон ограничил важное     право     сената — распоряжаться    государственными      расходами,  так     как   финансиро­вание   продажи     зерна     переходило   к народному собранию,   роль   ко­торого значительно возросла.

   Гай   провел и военную реформу. Было ограничено   число обязательных   для  римских      граждан    военных    походов, отменялась    во­енная   обязанность   для   граждан,   достигших   46-летнего   возраста,   воины   стали   получать жалованье и вооружение    от   государства   и   могли   обжаловать приговор о смертной казни в народное собрание.

   Наряду с этими мероприятиями в интересах низших слоев римских граждан Гай Гракх провел и мероприятия в  интересах  всадников. В их пользу был изменен порядок откупа налогов с провинций.

Наконец, поскольку Гай Гракх был трибуном, возросла роль этой магистратуры, оттеснившей на второй   план     даже консулов. Однако, удовлетворив интересы большинст-ва римских граждан, Гай потерял их поддержку в   попытке   распространить права  римского  гражданства   на свободных жителей Италии. Сенатской аристокра­тии удалось провалить этот непопулярный среди   римских  граж­дан законопроект, популярность Гая упала, он был вынужден сло­жить с себя полномочия трибуна и  в 122 году до н.э. был убит.

   Провал  законопроекта о предоставлении   прав  римских граж­дан свободным жителям Италии, считавшимся союзниками Рима, вызвал крайнее   недовольство   союзников ,   вылившееся в I в. До н.э. в союзнические   войны,   существенно   осложнившие   положение Рима   в условиях   массовых   восстаний   рабов и длившихся  десятилетиями завоевательных войн в провинциях.

В результате Союзнической войны 91—88 гг. до н.э. жителям  Италии удалось   уравняться   в правах с римскими   гражданами. Но это   не  ослабил   политическое     напряжение     в Риме — обострились    противоречия   между    возникшими     в   среде   свободных   граждан  группировками    оптиматов, опиравшихся на сенат, и популяров, боров­шихся против сенатской   олигархии. И   те и другие использовали подкупаемых   люмпенов.   Борьба между ними привела   в I в. до н.э. к гражданским войнам.

   Крайнее     обострение    политической  ситуации   в    Риме, вызван­ное     восстаниями     рабов,    недовольством     мелких   землевладельцев, чьи хозяйства приходили   в упадок, не выдерживая     конкуренции   с   крупными    латифундиями  в результате   участия     хозяев     в бесконеч­ных военных походах, союзнических  и гражданских войнах,   потре­бовали усиления центральной государственной власти.   Все более  очевидной становится неспособность    старых       политических учреж­дений     справиться   с   осложнившейся     ситуацией.   Предпринимаются попытки приспособить их к новым историческим условиям. Наибо­лее важная из них была предпринята в период диктатуры Суллы (82—79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему легионы, Сулла заста­вил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. Он приказал   составить   проскрипции - списки    своих  противников,   которые   подлежали смерти,   а   их имущество — конфискации. Уве­личив  число сенаторов,  упразднив   долж-ность   цензора, он  попол­нил сенат   своими сторонниками и расширил  его компетенцию. Огра­ничена  была власть трибуна — его   предложения     должны   предва­рительно     обсуждаться сенатом, — а также    и    компетенция    народ­ного собрания — из нее были     изъяты    судебные  полномочия  и     кон­троль за финансами, возвращенный сенату.

     Установление пожизненной диктатуры выявило стремление    нобилей и верхушки всадников  выйти из кризисной     ситуации       пу­тем     установления    сильной единоличной   власти.   Оно   же   показало, что     попытки приспособить старую государственную  форму к но­вым историческим условиям   обречены   на   неудачу   (реформы   Сул­лы   был   и   отменены   Помпеем  и Крассом). После Союзнической  вой­ны 91 — 88 гг. до н.э. жители   Италии получили права римских гра­ждан.   Если до нее этими правами   пользовались    около   400 000 человек, то  теперь    их   число   возросло до двух миллионов. Включе­ние союзников  в римские трибуны привело к тому, что комиции перестали быть     органами       римского       народа.    Их      законодательная      деятельность приостанавливается,   право     избрания     должностных  лиц   утрачивается.   Успешные   завоевательные   войны превратили   Рим   из небольшого государства - города   в   столицу огромного государст­ва, к управлению   которым  старая государственная форма полиса была совершенно неприспособлена.                                                                                Необходимость выйти из     острого     политического       кризиса, неприспособленность   старой   государственной    формы    к   новым историческим   условиям  и переход  к наемной   армии  были    основными причинами падения полисно- республиканского   строя   в   Риме   и установления военно - диктаторского режима.

       Через короткий промежуток времени после диктатуры Сул­лы власть захватывает первый     триумвират  (Помпеи, Красе, Це­зарь).  После   него   устанавливается   диктатура Цезаря, получившего в   45 году   до н. э. титул  императора (до   этого   дававшийся   иногда как награда полководцу). Затем образуется второй триумвират Анто­ний, Лепид,Октавиан с    неограниченными     полномочиями  " для     уст­роения государства". После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает    звание    императора и   пожизненные  права  народного трибуна, а в 27 году до н .э. — полномочия   на   управление   государством  и   почетное   наименование     Август ,    ранее     употреблявшееся     как   обращение  к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства - периода империи.

 

Заключение

В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала дли­тельная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В ре­зультате побед последних в нем утвердились демокра­тические порядки: равноправие всех свободных граж­дан, возможность каждого быть одновременно земле­владельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоре­чия, повлекшие создание мощной государственной ма­шины и переход от республики к империи.

 

 

Литература

  1. История государства и права зарубежных стран. Часть1.Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1998.
  2. История государства и права зарубежных стран. Часть2.Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1998.
  3. Всеобщая история государства и права. Под. Ред. К.И. Батыра. – М.: «Былина»,1995.
  4. История древнего мира. Античность. М.: - «Владос», 2000.
  5. Сизиков М.И. «История государства и права». М.: - «Юридическая литература», 1997.
  6. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. «Всемирная история». М.: - «ЮНИТИ»,1995.
  7. Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», М.: - «Юристъ», 1996
Сколько до сессии?
Декабря 2016 Января 2017
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Поиск
Программы в помощь