Get Adobe Flash player
Главная Юриспруденция Конституционное право Конституционный Суд Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации

Скачать

Конституционный Суд Российской Федерации

§ 1. Основы организации Конституционного Суда Российской Федерации и его полномочия

Конституция Российской Федерации, устанавливая судебную систему Российской Федерации, закрепляет, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уго­ловного судопроизводства.

Одним из высших федеральных органов судебной власти является Кон­ституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституци­онного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Судебный конституционный контроль- важный элемент системы раз­деления властей. В некоторых государствах конституционный контроль возложен на общую судебную систему (США, Канада, Япония и др.). Дру­гие страны (Австрия, ФРГ, Италия и др.) в этих целях создали конституци­онные суды. В СССР до конца 80-х гг. идея судебного конституционного контроля отвергалась ввиду отсутствия конституционного принципа разде­ления властей.

В 1988 г. был создан Комитет Конституционного надзора СССР, кото­рый являлся скорее парламентским, чем судебным органом. Он имел ограниченную компетенцию, был наделен правом лишь приостанавливать, а не отменять признанные им неконституционными правовые акты, за исключением актов, нарушающих основные права и свободы человека.

В декабре 1990 г. в Российской Федерации был учрежден Конституци­онный Суд как специализированный орган судебного конституционного контроля. Порядок его формирования и компетенция регламентировались Законом Российской Федерации о Конституционном Суде от 12 июля 1991 г.

В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г., уста­новившей в ст. 125 новые положения, регламентирующие организацию и основы полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, в июле 1994 г. был принят Федеральный конституционный закон «О Консти­туционном Суде Российской Федерации». В декабре 2001 г. был принят Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополне­ний в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"» (№4-ФКЗ от 15 декабря 2001 г.). Данным Зако­ном были внесены значительные изменения и дополнения в нормы, уста­навливающие механизм реализации решений Конституционного Суда Рос­сийской Федерации, а также уточнены некоторые вопросы, связанные со, статусом судьи.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосовани­ем по представлению Президента Российской Федерации. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинст­во от общего числа членов Совета Федерации. Судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность на срок 15 лет. Предельный возраст пребывания в должности - 70 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается.

Основными принципами деятельности судей являются: независимость, несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации установ­лены ст. 125 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Закона о Консти­туционном Суде. К их числу относятся прежде всего полномочия по раз­решению дел о соответствии Конституции Россий­ской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации,   Государственной Думы,   Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных норматив­ных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, отно­сящимся к ведению органов государственной власти Российской Федера­ции и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами государственной власти субъектов Российской Феде­рации,   договоров   между   органами   государственной   власти   субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Феде­рации. Конституция Российской Федерации закрепила четкий ограничен­ный перечень субъектов, которые могут обращаться в Конституционный Суд с запросами по разрешению дел о соответствии этих актов Конститу­ции Российской Федерации. Это: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федера­ции, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Об ограничении перечня субъектов сви­детельствует тот факт, что по ранее действовавшему закону этим правом были наделены партии и общественные организации и каждый депутат.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает   споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации.

Важным полномочием обладает Конституционный Суд Российской Фе­дерации в области защиты прав и свобод граждан. Суд по жало­бам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежаще­го применению в конкретном деле.

Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом толкования Конституции Российской Федерации, которое он дает по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государ­ственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законода­тельной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом высту­пать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд осуществляет полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами; он может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федера­ции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве су­дебного органа конституционного контроля.

В целях недопущения втягивания Конституционного Суда в политиче­скую борьбу и разграничения сферы его деятельности с деятельностью других судов в законодательстве закрепляются положения, ограничиваю­щие компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации. Так, ст. 3 Закона о Конституционном Суде устанавливает, что Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно во­просы права. При осуществлении конституционного судопроизводст­ва Конституционный Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетен­цию других судов или иных органов.

Значительным изменением в структурной организации Конституцион­ного Суда (согласно Закону о Конституционном Суде 1994 г.) стало созда­ние в нем двух палат, включающих десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой установлен Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель и заместитель Председателя не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неиз­менным более чем три года подряд. На заседаниях палат председательствование осуществляется судьями поочередно.

На пленарных заседаниях может быть рассмотрен любой вопрос, входя­щий в компетенцию Конституционного Суда. Вместе с тем в законе установ­лено, что Конституционный Суд исключительно в пленарных заседаниях:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации;

2) дает толкование Конституции Российской Федерации;

3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принимает послания Конституционного Суда;

5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по во­просам своего ведения.

На пленарных заседаниях Конституционный Суд решает также органи­зационные вопросы: избирает Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря; формирует персональные составы палат; принимает Рег­ламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приоста­новлении или прекращении полномочий судьи, о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

Закон устанавливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению в засе­даниях палат. В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях.                                                

В заседаниях палат Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федера­ции, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государст­венной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти федерации и ее субъектов;

в) договоров между органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами государственной власти субъектов Российской Феде­рации,   договоров   между   органами   государственной   власти   субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в законную силу международных договоров Россий­ской Федерации.

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Закон о Конституционном Суде устанавливает полномочия выборных должностных лиц суда.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации: руко­водит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созы­вает их и председательствует на них; вносит на обсуждение суда вопро­сы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат; представляет Конституционный Суд в отношениях с государст­венными органами и организациями, общественными объединениями; по уполномочию суда выступает с заявлениями от его имени; осуществ­ляет общее руководство аппаратом суда; представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей секретариата Кон­ституционного Суда и других подразделений аппарата, а также Положе­ние о секретариате и штатное расписание аппарата; издает приказы и рас­поряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации: осу­ществляет непосредственное руководство работой аппарата суда; органи­зационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституцион­ного Суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые судом и информирует Конституционный Суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей и др.

§ 2. Принципы и общие правила конституционного судопроизводства

Принципами конституционного судопроизводства являются как общие конституционные принципы осуществления правосудия в Российской Фе­дерации, так и принципы непосредственно конституционного судопроиз­водства, сформулированные в гл. 4 Закона о Конституционном Суде. Рас­смотрим эти принципы.

Независимость. Судьи Конституционного Суда независимы и ру­ководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституци­ей Российской Федерации и Законом о Конституционном Суде.

В своей деятельности судья выступает в личном качестве и не представ­ляет каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государствен­ных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения суда выражают соответствующую Конституции правовую по­зицию судей. Судьи принимают решения в условиях, исключающих посто­роннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запраши­вать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению или рассматриваемым судом. Любое вмеша­тельство в деятельность Конституционного Суда не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность. Судья Конституци­онного Суда Российской Федерации не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями. Новым Зако­ном введена дисциплинарная ответственность судей. За совершение дисци­плинарного проступка (нарушение законодательства, а также положений кодекса судейской этики) на судью Конституционного Суда Российской Федерации по решению Конституционного Суда может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения; прекращения полно­мочий судьи.

Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие реше­ний осуществляется Конституционным Судом коллегиально. Решение при­нимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Закон устанавливает, что в пленарных заседаниях Кон­ституционный Суд правомочен принимать решения при наличии не менее Двух третей от общего числа судей, а в заседаниях палаты - не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Гласность. Рассмотрение дел в суде проводится открыто. Закон до­пускает проведение закрытых заседаний только в случаях, предусмотрен­ных Законом о Конституционном Суде. Согласно ст. 55 Закона закрытые заседания проводятся, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, про­возглашаются публично.

Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конститу­ционного Суда Российской Федерации происходит только устно. В ходе рассмотрения дел в суде заслушиваются объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашаются имеющиеся документы.

Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке. Всем участникам процесса, не владеющим русским язы­ком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользо­ваться услугами переводчика.

Непрерывность судебного заседания. Заседания Конституционно­го Суда по каждому делу происходят непрерывно. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания Конституционный Суд не может рассматривать в пленарном заседании другие дела. Это же правило действует и в отношении дел, рас­сматриваемых палатой. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат, а до принятия решения дел, рассматриваемых в палате, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.

Состязательность и равноправие сторон как принцип оз­начает, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседаниях Кон­ституционного Суда.

В Законе о Конституционном Суде установлены общие правила консти­туционного судопроизводства, которые регулируют вопросы: обращения в Конституционный Суд; предварительного рассмотрения обращений; общих процедурных правил рассмотрения дел в суде; принятия и содержания решений Конституционного Суда. Общими эти правила именуются пото­му, что содержащиеся в них предписания относятся ко всем категориям дел, рассматриваемых в Конституционном Суде.

Обращение в Конституционный С у д. В Законе установле­ны поводы и основания к рассмотрению дела в суде, что является обяза­тельным условием для самой возможности рассмотрения дела. Поводом к рассмотрению дела является обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям закона. К чис­лу таких требований относятся: наличие надлежащего субъекта обращения, соответствие обращения компетенции суда и т. д.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопреде­ленность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Фе­дерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государст­венной власти, не вступивший в силу международный договор, или обна­ружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномо­чия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвиже­ние Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение направляется в Конституционный Суд только в письменной форме и должно быть подписано управомоченным лицом. Вне зависимости от содержания запроса и процедуры в каждом обращении должны быть указаны:

Конституционный Суд как орган, в который направляется обращение; наименование заявителя и данные о нем; данные о представителе заявителя и его полномочия; наименование и адрес органа, издавшего акт, подлежа­щий проверке, либо участвующего в споре о компетенции; нормы Консти­туции Российской Федерации и Закона о Конституционном Суде, дающие право на обращение в суд;

точное название и все данные о подлежащем проверке акте; конкретные основания к рассмотрению обращения; позиция заявителя и ее правовое обоснование;

требование, обращенное в связи с запросом; перечень прилагаемых до­кументов.

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации оплачива­ется государственной пошлиной: запросы, ходатайства и жалобы юридиче­ских лиц- в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; жалобы граждан - в размере одного минимального размера оплаты труда.

С учетом материального положения Конституционный Суд может осво­бодить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер. Пошли­ной не облагаются: запросы судов, запросы о толковании Конституции Российской Федерации, ходатайства Президента Российской Федерации по спорам о компетенции (когда он в этих спорах не является стороной), за­просы о даче заключения в процедуре импичмента. Если обращение не было принято к рассмотрению, государственная пошлина возвращается заявителю.

Предварительное рассмотрение обращений. После по­ступления и регистрации обращения оно рассматривается в предваритель­ном порядке секретариатом Конституционного Суда. В случаях, если об­ращение:

явно не подведомственно Конституционному Суду; по форме не отвечает требованиям закона; исходит от ненадлежащего органа или лица; не оплаче­но государственной пошлиной, - секретариат уведомляет заявителя о несоответствии обращения требованиям закона. Заявитель вправе потребовать принятия решения по этому вопросу Конституционным Судом.

После устранения недостатков заявитель вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд.

В случае явной неподведомственности секретариат может направить об­ращение в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.

Следующим этапом предварительного рассмотрения является обязатель­ное предварительное изучение обращения, которое осуществляется одним или несколькими судьями по поручению Председателя Конституционного Суда. Предварительное изучение обращения судьями должно быть завер­шено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Заклю­чение о результатах предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда.

Не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения судьей Конституционный Суд в пленарном заседании принимает решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению, о чем уведомляются стороны. В отдельных случаях, не терпящих отлагательства, суд может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предло­жением о приостановлении действия оспариваемого акта.

Законом установлены основания для отказа в принятии обращения к рассмотрению Это осуществляется, если: разрешение вопроса не подве­домственно суду; обращение не является допустимым; по предмету обра­щения судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Производство может быть прекращено, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в пери­од рассмотрения дела, начатого Конституционным Судом, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.

Общие правила рассмотрения дел. Созыв пленарных засе­даний осуществляется Председателем Конституционного Суда, а заседаний палат - председательствующим в палате. В пленарных заседаниях и в засе­даниях палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов. Реше­ние о назначении дел к слушанию в пленарном заседании или в заседаниях палат принимается Конституционным Судом в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. В ре­шении указывается очередность слушания дел.

Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Кон­ституционный Суд может соединить в одном производстве дела по обра­щениям, касающимся одного и того же предмета.

Судья-докладчик назначается Конституционным Судом для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения, а также изложения материалов в заседании. В его полномочия входит истребование необходимых документов и материалов, поручение производства проверок, исследова­ний, экспертиз, использование консультаций специалистов, направление запросов. Судья-докладчик вместе с председательствующим определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоря­жения об оповещении о месте и времени заседания, о направлении участ­никам процесса необходимых материалов.

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Рос­сийской Федерации» устанавливает правовые гарантии обязательности ис­полнения требований Конституционного Суда Российской Федерации все­ми органами, организациями и лицами, которым они адресованы, а также порядок возмещения расходов, связанных с исполнением этих требований.

Участниками процесса в Конституционном Суде являются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются, заявители -органы или лица, направившие обращение; органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Представителями сторон по должности могут выступать' руководитель органа, подписавший обращение в суд; руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции; должност­ное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имею­щие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждены соответствующими документами Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Стороны обладают равными процессуальными правами, установленны­ми в законе, и равными обязанностями в процессе. Неявка стороны или представителя в заседание не препятствует рассмотрению дела, за исклю­чением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Закон детально регламентирует порядок проведения заседаний Консти­туционного Суда. В нем установлены основания отстранения судьи от уча­стия в рассмотрении дела: участие судьи в силу должностного положения в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения; сомнение в объек­тивности судьи ввиду его родственных или супружеских связей с предста­вителями сторон.

В ходе заседания председательствующий: руководит заседанием; при­нимает меры к обеспечению порядка разбирательства, его полноты и всесто­ронности, фиксации хода и результатов, устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при наруше­нии последовательности выступлений, двукратном неисполнении требова­ний председательствующего и т. д.

В гл. 7 Закона о Конституционном Суде подробно регламентируются вопросы порядка исследования вопросов в заседании; установлены основа­ния для возможного отложения заседания; порядок выступления сторон с объяснениями. В ст. 62 Закона подчеркивается, что стороны и их предста­вители в своих выступлениях в Конституционном Суде не вправе допус­кать политических заявлений и деклараций, оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан.

Четко регламентируются также: правовое положение эксперта и свиде­телей в заседаниях; процедура исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда; поря­док исследования документов; порядок заслушивания заключительных вы­ступлений сторон; основания и порядок возобновления рассмотрения во­проса и прекращения производства по делу.

Решения Конституционного Суда. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи, рассматривающие данное дело. В ходе этого совещания судья вправе излагать свою позицию, про­сить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность вы­ступлений на совещании не может быть ограничено. Судьи и другие лица (например, обеспечивающие протоколирование), присутствующие на за­крытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и резуль­таты голосования.

Решения Конституционным Судом могут быть приняты как в пленар­ном заседании, так и в заседаниях палаты в виде постановления, заключе­ния и определения.

Постановление - это итоговое решение Конституционного Суда по су­ществу любого из вопросов, перечисленных в пп. 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 3 Закона о Конституционном Суде (дела о соответствии Конституции, споры о ком­петенции, по жалобам на нарушение прав и свобод, по толкованию Кон­ституции Российской Федерации).

Заключение - это итоговое решение Конституционного Суда Россий­ской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного поряд­ка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государст­венной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Определения - все иные решения Конституционного Суда, принимае­мые в ходе осуществления конституционного судопроизводства.

Решения Конституционного Суда принимаются открытым голосовани­ем путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым, если за него прого­лосовало большинство судей, участвовавших в голосовании (если иное не предусмотрено Законом). Решение о толковании Конституции Российской федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании или укло­няться от него.

Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе пись­менно изложить свое особое мнение. Оно приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда немедленно после его подпи­сания. Постановления и заключения Конституционного Суда подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов го­сударственной власти Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провоз­глашения.

Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 г. в дейст­вующий закон внесены изменения и дополнения, касающиеся исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации. В ст. 79 установ­лено, что в случае, если решением Конституционного Суда Российской Фе­дерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Рос­сийской Федерации полностью или частично либо из решения вытекает не­обходимость устранения пробела в правовом регулировании, соответствую­щие государственные органы или должностные лица, принявшие этот нор­мативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового акта. До его приня­тия непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

Особо важные изменения внесены в ст. 80 и 87 Федерального конститу­ционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», бла­годаря чему создан механизм исполнения решений Конституционного Суда, установлены обязанности государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституцион­ного Суда Российской Федерации. В ст. 80 Закона установлены обязанно­сти и сроки исполнения решений для Правительства Российской Федера­ции, Президента Российской Федерации, законодательных (представитель­ных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

В ст. 87 Закона внесено принципиальное дополнение о том, что призна­ние не соответствующим Конституции Российской Федерации того или иного нормативного акта или договора является основанием для отмены в Установленном порядке положений других актов либо договоров, основан­ных на положениях, признанных неконституционными.

§ 3. Особенности производства по отдельным категориям дел

Кроме рассмотренных выше принципов и общих правил конституцион­ного судопроизводства, обязательных для любой процедуры, раздел третий Закона о Конституционном Суде устанавливает особые правила производ­ства по рассмотрению дел: о соответствии Конституции Российской Феде­рации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними; о соответствии Конституции Российской Федерации не всту­пивших в силу международных договоров Российской Федерации; по спо­рам о компетенции; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; по толкованию Конституции Российской Федерации; о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обви­нения Президента Российской Федерации.

1. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ норма­тивных актов органов государственной власти и договоров между ними. Правом обращения в Конституционный Суд по данной категории дел обла­дают: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государствен­ная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Феде­рации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации.

Основаниями допустимости запроса по данной процедуре являются:

- если заявитель считает данные акты или договоры не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопре­ки официально принятому решению об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Российской Федерации;

- если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов субъектов Российской Федерации (ст. 85).

Конституционный Суд устанавливает соответствие: по содержанию норм; по форме нормативного акта или договора; по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с учетом разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти субъектов Федерации.

Проверка конституционности нормативных актов и договоров, приня­тых до вступления в силу Конституции Российской Федерации, произво­дится только по содержанию норм.

В итоговом решении по делу эти акты или договоры (либо отдельные их положения) признаются соответствующими или не соответствующими Конституции Российской Федерации. Признание не соответствующим является основанием отмены в установленном порядке других нормативных актов, основанных на акте (или договоре), признанном неконституционным. Их положения не могут применяться судами, другими органами и должно­стными лицами.

2. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Россий­ской Федерации не вступивших в силу международных догово­ров. Правом на обращение с запросом по этому вопросу обладают: Прези­дент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государст­венной Думы, Правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Запрос является допустимым, если:

1. Упоминаемый договор подлежит, согласно Конституции Российской Федерации и федеральному закону, ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти.

2. Заявитель считает не вступивший в законную силу международный договор не подлежащим введению в действие и применению в Российской Федерации из-за его несоответствия Конституции Российской Федерации.

Пределы проверки по данной процедуре совпадают с пределами по пер­вой процедуре (ст. 86 Закона).

В итоговом решении договор может быть признан соответствующим или не соответствующим Конституции Российской Федерации. В послед­нем случае международный договор (либо отдельные его положения) не подлежит введению в действие и применению, т. е. не может быть ратифи­цирован, утвержден и не может вступить в силу.

3. Рассмотрение дел по спорам о компетенции. Правом на об­ращение в Конституционный Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из субъектов участвующих в споре органов, перечисленных в п. 3 ст. 125 Конституции Российской Федерации (феде­ральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, высшие государственные органы субъектов Россий­ской Федерации). В случае, предусмотренном ст. 85 Конституции Россий­ской Федерации (использование согласительных процедур), этим правом наделен Президент Российской Федерации.

Ходатайство органа государственной власти допустимо, если:

- оспариваемая компетенция определяется Конституцией Российской Федерации;

- спор не касается вопросов о подведомственности дел судам или под­судности;

- спор не был или не может быть разрешен иным способом;

- заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера нарушением установленного Конституцией Российской Федера­ции разграничения компетенции;

- заявитель ранее обращался к указанным (в ч. 3 ст. 125 Конституции) органам с письменным заявлением о нарушении компетенции заявителя;

- в течение месяца со дня получения этого заявления не были устране­ны указанные в нем нарушения;

- состоялось обращение государственного органа к Президенту Россий­ской Федерации с просьбой об использовании согласительных процедур, но Президент Российской Федерации в течение месяца их не использовал.

Ходатайство Президента Российской Федерации допустимо, если:

- Президент использовал согласительные процедуры для разрешения разногласий;

- разногласия между органами государственной власти являются под­ведомственным Конституционному Суду спором о компетенции.

Пределы проверки по данной процедуре определяются исключительно принципом разделения государственной власти на законодательную, ис­полнительную и судебную, а также разграничением предметов ведения и полномочий между органами Федерации и ее субъектов.

В итоговом решении подтверждается или отрицается полномочие из­дать акт, послуживший причиной спора о компетенции.

4. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или кол­лективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федераль­ном законе.

К жалобам прилагается копия официального документа, подтверждаю­щего применение закона либо возможность его применения в конкретном деле. Выдача заявителю такой копии производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

Жалоба допустима, если:

1) закон затрагивает конституционные права и свободы;

2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рас­смотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, приме­няющем закон.

Суд, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит приме­нению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом. Пределы проверки по данной процеду­ре определяются так же, как и для проверки соответствия Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной вла­сти. Итоговое решение по делу состоит в признании закона либо отдельных его положений соответствующими или не соответствующими Конституции Российской Федерации. Признание несоответствия Конституции Российской Федерации во всяком случае влечет пересмотр конкретного дела ком­петентным органом и возмещение гражданам судебных расходов.

5.   Рассмотрение дел о   конституционности   законов   по запросам судов.

Запросы по этой процедуре допустимы, если закон применен или под­лежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле С момента вынесения судом решения об обращении в Конституцион­ный Суд и до принятия последним решения производство по делу или ис­полнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.

6. Рассмотрение дел о толковании Конституции Российской Феде­рации. Правом на обращение в Конституционный Суд по этому вопросу обладают:

Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Толкование Конституции Российской Федерации является официаль­ным и обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, долж­ностных лиц, граждан и их объединений.

7. Рассмотрение дела о даче заключения о   соблюдении установ­ленного порядка   выдвижения   обвинения Президента Россий­ской Федерации. Запрос о даче такого заключения допустим, если обвине­ние в государственной измене или совершении иного тяжкого преступле­ния выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Россий­ской Федерации признаков соответствующего преступления.

Запрос направляется в Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Государственной Думы, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса, текст заключения Верховного Суда Российской Федерации. Заключение Конституционного Суда должно быть дано не позднее десяти дней после регистрации запроса.

По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд принимает заклю­чение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения или о его несоблюдении. В последнем случае рассмотрение обвинения прекраща­ется.

 

Сколько до сессии?
Декабря 2016 Января 2017
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Поиск
Программы в помощь