Get Adobe Flash player
Главная Юриспруденция Государство и право Цели, задачи и функции государства

Цели, задачи и функции государства

Скачать

 

Содержание

Введение

1. Понятие целей и задач государства. Функции как средство реализации государственных задач

2. Классификация функций государства

2.1. Основные внутренние функции

2.2. Основные внешние функции

3. Формы осуществления функций государства

Заключение

Список литературы

 

Введение

Научное познание государства любого исторического типа обяза­тельно предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, пред­ставляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.

Вопрос о целях, задачах и функциях государства имеет не толь­ко теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взгля­нуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения разносторонней деятельности, функционирования. С помощью целей, задач и функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уро­вень его организованности и эффективности.

Предмет данной работы и будет составлять вопрос о целях, за­дачах и функциях государства: их понятии, классификации функций и характеристике целей, задач и функций современного российского го­сударства.

 

Понятие целей и задач государства. Функции как средство реализации государственных задач

Один из возможных вариантов краткого общего определения госу­дарства имеет следующую формулировку. Государство - это организа­ция политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и преследования общих целей, вытекающих из природы всякого общества. В связи с этим, рассматривая вопрос о целях и задачах государства, необходимо пояснить тезис о двуединой общечеловеческой и классовой природе сущности и социального назна­чения государства.

Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содер­жанием его сущности. Государство по своей сущности есть организа­ция политической власти общества. Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более семи­десяти лет воспринималось советским обществоведением как единст­венно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта и со­временного уровня научных знаний нуждается в критическом переос­мыслении и уточнении.

В частности, следует признать ошибочной общепринятую в совет­ской юридической, философской и политологической литературе трак­товку государства исключительно с классовых позиций, исходя из ос­новополагающих указаний классиков марксизма, рассчитанных на госу­дарство в обществе, разделенном на антагонистические классы. Имен­но применительно к такому обществу они рассматривали государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.

Такой подход обеднял и в известной мере искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет при­нудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на между­народной арене. Поэтому понятно, что в связи с коренными измене­ниями, происшедшими в мире после второй мировой войны, трактовка государства исключительно с классовых позиций вступила в противо­речие с ходом развития государства не только в капиталистических странах Запада, но и в Советском Союзе, а после его распада — в России и других странах СНГ.

Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке госу­дарства необоснованно отвергал как идеалистические и ненаучные многочисленные немарксистские учения о государстве от Аристотеля до Каутского, его нынешних последователей в западноевропейской со­циал-демократии и современных буржуазных теорий. Несмотря на раз­нообразие и особенности этих учений, в большинстве своем представляющих огромную духовную ценность, почти все они, в той или иной мере отражая многовековой опыт мирового развития, сходятся в пони­мании государства как института социального компромисса и достиже­ния общего блага. Однако при всей привлекательности такого подхода он также односторонен: тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его классово-насильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают в государстве лишь другую его сторо­ну — общесоциальную, общечеловеческую.

Итак, любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригацион­ных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по пре­дотвращению войны и обеспечению мира и т.п.

Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компро­мисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и со­трудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспе­чения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляе­мых им функций.

Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловече­ское, государство выступает одновременно и как организация полити­ческой власти общества, и как его единственный официальный пред­ставитель . Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и об­щих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач. Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая полностью отказаться от классо­вого подхода, ограничившись лишь общечеловеческим.

Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи не одинаково, оно не стоит на месте, а динамично отражает реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии. Соответственно в определенных условиях, например в рабовладельческих и феодальных государствах, в буржуазных государ­ствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных государствах эпохи монополистического капитала, особенно с тотали­тарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства на первый план выступает классовое господство, насилие, подавление.

Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сто­рон) государства в современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гума­нистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых государствах Америки и Европы и в современ­ном Российском государстве.

Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, ха­рактеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопар­тийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитет­ного и независимого суда и т.д.

Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование стро­го основываются на праве, высшее назначение которого — признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.

Рассмотрение понятия задач и целей деятельности государства требует ответа и на вопрос об их взаимодействии с его основными функциями.

Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопостав­лять, ни отождествлять. В задачах государства определяются его со­циальное назначение, историческая миссия в тот или иной историче­ский период. Задачи государства имеют исходное значение по отноше­нию к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпо­сылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие эко­номики и политики на развитие функций государства.

В свою очередь, функции государства представляют собой сред­ство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплоща­ются в жизнь посредством осуществления его функций.

Не следует также смешивать функции государства с принципами его формирования и деятельности. Некоторые авторы относят, напри­мер, к числу функций современного Российского государства обеспе­чение народовластия, видят основное назначение такой функции в осуществлении государством посредством представительных и иных ор­ганов власти волеизъявления народа по руководству обществом. В действительности же обеспечение народовластия, развитие демократии представляет собой не какую-то отдельную функцию нынешнего Россий­ского государства, а один из закрепленных в главе 1 Конституции Российской Федерации основных принципов его организации и деятель­ности, одну из основ конституционного строя. Этот и другие принци­пы Российского государства пронизывают все его функции, оказывают активное воздействие на их развитие, лежат в основе выполнения ка­ждой из них.

Термин "функция" имеет в отечественной и зарубежной научной литературе далеко не одинаковое значение. В философском и общесо­циологическом плане он рассматривается как "внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений"; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т.п.). В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующими правовыми и моральными установками и "в соответствующей манере".

Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие "функция" приобретают несколько иной смысл и значение. Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целя­ми, задачами и его социальным назначением.

В отечественных и зарубежных академических источниках сущест­вуют различные варианты трактовки функций государства.

Например, еще в 60-е годы в рамках отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности.

Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но, тем не менее, в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей день. В подтверждение сказанного можно сослаться на определение понятия "функция государства", и соответствии с которым им охватывается предмет и содержание дея­тельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.3

Еще раньше названного варианта трактовки функций государства в западной, а отчасти и в отечественной юридической литературе, широко допускалось их отождествление как основных направлений дея­тельности государства с самой его деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось при рассмотрении деятельности государства как "чисто юридического феномена", сугубо юридического лица и как своеобразной корпорации.

Помимо названных вариантов понимания и трактовки функций го­сударства по этому вопросу существуют и иные расхождения. В частности, понятие функций иногда ограничивается представлением об ос­новных направлениях деятельности государства лишь "по управлению обществом" или, наоборот, расширяется за счет включения в их поня­тие и содержание "механизма государственного воздействия на разви­тие общественных процессов"4. При таком подходе в первом случае не­вольно упускается из поля зрения возможность и реальность воздействия государства на общественные отношения не только в связи и по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регули­рованием экономики, его воздействием на международные экономиче­ские, политические и иные отношения.

Во втором случае, как справедливо подмечалось в учебной и на­учной литературе, предпринимается ничем не оправданная попытка смешения функций государства в целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система госорганов, как аппарат государства.

Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению функций государства является вполне естественным и по­нятным, имея в виду сложность и многогранность рассматриваемой ма­терии. В теоретическом и практическом плане, однако, было бы более оправданным и конструктивным в дальнейшем сосредоточиться не на анализе различных представлений и воззрений, а на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих функций государства.

Что выделяет функции государства как явление среди других го­сударственных и негосударственных явлений? Чем отличаются и характеризуются они?

Отвечая на эти и подобные вопросы необходимо обратить внимание на следующие их общие черты,

1. Функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они ни­когда не отождествляются и не могут отождествляться с самой дея­тельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Со­держание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.

Однако, это не механическое, и тем более не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.

2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и со­держание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

Речь идет при этом не только о государствах различных типов, государствах, существующих в условиях различных общественно-экономических формаций. Речь идет также и об однотипных государст­вах, но отличающихся друг от друга различной экономической и соци­ально-политической ролью, различной степенью вмешательства в реше­ние вопросов экономики и общества.

В качестве примера можно сослаться на далеко не одинаковую роль буржуазного государства по отношению к экономике и обществу на ранних и на более поздних, включая современный, этапах развития капитализма. Эта роль, вопреки иногда высказываемому мнению, по мере становления и совершенствования в странах Запада рыночных отношений не только не ослабевала, а, наоборот, непрерывно возраста­ла.

Это, в частности, нашло свое отражение на ранних этапах раз­вития капитализма в теории "государства ночного сторожа", отражав­шей идеи полного или, по крайней мере, минимального вмешательства государства в дела экономики и общества. А на более поздних этапах — в теории "государства всеобщего благоденствия", символизировав­шей активную, многократно возросшую роль государства в решении во­просов экономики и общества.

Применительно к современному российскому государству, сущест­вующему и функционирующему в переходный период, можно с полной уверенностью сказать, что, следуя общей тенденции расширения роли и значения государства в отношении экономики и общества, его дея­тельность и функциональная активность по мере развития рыночных отношений будет не сужаться, а, наоборот, еще больше возрастать. Кардинальному изменению будут подвергаться лишь сферы "приложения" деятельности государства, формы и методы его воздействия на окру­жающую экономическую и социально-политическую среду.

3. В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих пе­ред ним целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью по­следних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.

Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее при­оритетность в этот период не подлежит сомнению» В период же эконо­мического спада, а тем более экономического кризиса, когда решают­ся задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств оказываются экономические функции.

Последнее особенно отчетливо проявляется в России в современ­ный период. От успешности решения экономических задач и осуществ­ления экономических функций целиком и полностью зависит достижение объективно стоящих перед обществом и государством целей, осуществ­ление всех других государственных функций.

4. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, ло­кальным характером.

Если функции государства охватывают собой всю его деятель­ность в целом, активность всего государственного аппарата или ме­ханизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его час­тей.

5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения.

В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принужде­ния. Основными правовыми формами деятельности государства при этом являются   законодательная   (правотворческая)   исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность государства.

Что же касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сфе­рах жизни общества.

Итак, функции государства — это основные направления внутрен­ней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и соци­альное назначение.

В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их со­держание учитывает классовые, групповые (корпоративные), нацио­нальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его ак­тивная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятель­ность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социаль­ное назначение посредством осуществления соответствующих ему функ­ций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направле­ния его деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов прояв­ляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духов­ных преобразований в жизни общества.

Функции государства подразделяются на основные и неосновные в зависимости от важности и социальной значимости направлений дея­тельности государства.

Основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Основным функциям государства присущ ряд общих черт.

Во-первых в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечелове­ческая сущность государства, его социальное назначение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ре­монта и строительства дорог, работы транспорта, участие в междуна­родных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпиде­миями и др., с другой стороны, экономическая, социальная деятель­ность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.

Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функ­ций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности госу­дарства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или мно­гими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры ос­новная функция носит комплексный, собирательный характер, требует системного анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государст­ва на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обла­дающих известным сходством общественных отношений в какой-то опре­деленной большой области социальной жизни.

Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воз­действия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направ­ления деятельности государства по выполнению его задач в конкрет­ной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни,

Необходимо помнить, что термин "неосновные функции" условный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает вы­делить из множества различных государственных функций более широ­кие по объему и общие по содержанию основные функции государства.

Важно подчеркнуть, что основная функция — не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленно­стью система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов.

Итак, цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции госу­дарства в решающей степени зависят от его социально-классовой сущ­ности и содержания, его социально-классовой предопределенности к направленности, а также в значительной мере — от его идеологиче­ской обусловленности. Нет и не может быть у государства таких це­лей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, которые бь не были обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначением.

 

11

Классификация функций государства

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация. Классификация функций государства имеет своей непо­средственной целью создание условий для их более глубокого и раз­ностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенст­вованию основных направлений деятельности - функции государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их отдельным видам, группам или даже — к отдельно взятым функциям.

В юридической теории, а, отчасти, и в практике существует множество оснований (критериев) классификации функций государства. Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их су­ществования и деятельности (постоянные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные); от их социальной значимо­сти (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев и групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества); от сфер их "приложения" и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические); от форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные) и др.

Классификация функций государства проводится также на основа­нии территориального масштаба, в пределах которого они реализуют­ся. В федеративном государстве — эта функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве — это функции, осуще­ствляемые на территории единого, лишь в административно территори­альном плане делимого государства. В конфедерации — это координи­рующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, ко­торые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.

В последние годы предпринимаются попытки классификации функ­ций государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законо­дательные (правотворческие), управленческие и судебные. Авторы, проводящие такую классификацию, поясняют, что особенность данной классификации заключается прежде всего в том, что "она отражает механизм реализации государственной власти" и что каждая из на­званных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокуп­ностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Относительно новой трактовкой процесса классификации функций государства является их подразделение в зависимости не только от принадлежности к тому или иному типу государств, но и в зависимо­сти от обусловленности "природой всякого общества". В соответствии с данным критерием функции подразделяются на функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества.6

Итак, наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственно­го воздействия своеобразие тех общественных отношений на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государст­венной деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни - внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции госу­дарства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внеш­ние. Внутренние функции государства — это, например, экономиче­ская, экологическая, функция развития культуры, науки и образова­ния. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение ми­ра и поддержка мирового порядка и т.д.

Рассмотрим указанные функции подробнее.

Основные внутренние функции

Россия переживает один из важнейших этапов развития своей го­сударственности, правовой каркас которого очерчен в принятой путем референдума 12 декабря 1993г. Конституции. Данный этап начался пе­реходным периодом осуществления коренных политических, социально-экономических и духовных преобразований, формирования основанного на рыночной экономике гражданского общества и демократического со­циального правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С выполнением этих задач непо­средственно связано изменение и развитие функций Российского госу­дарства по сравнению с периодом до прекращения существования СССР.

Рыночная реформа заметно ограничила пределы и видоизменила механизм воздействия государства на экономические отношения, соз­дала условия для развития частной собственности и свободного пред­принимательства, привела к разгосударствлению экономики. Демонтаж административно-командной системы устранил монополию государствен­ного   руководства   экономикой,   свойственную   хозяйственно-организаторской функции социалистического государства, расчистил дорогу рыночным отношениям. В обстановке экономической независимо­сти система уравнительного распределения материальных благ пере­стала соответствовать новым экономическим отношениям, превратилась в сдерживающий фактор их развития. В связи с этим отпала необходи­мость в функции государственного контроля за мерой труда и мерой потребления. В новых условиях существенно изменилось и вместе с тем осложнилось содержание хозяйственно-организаторской, культур­но-воспитательной и других внутренних функций, ранее выполнявшихся Советским государством; в одну из основных превратилась функция сбора налогов,

Соответственно возникла необходимость внести уточнения как в саму систему функций, так и в их названия. В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции: экономическая; социальная; развития культуры, науки и об­разования; налогообложения и взимания налогов; экологическая; ох­раны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

Экономическая функция. В ней наиболее полно проявляется со­временная роль государства в области хозяйствования. В основе этой функции лежит жизненно необходимая реальная рыночная реформа у при­званная коренным образом трансформировать экономический механизм России.

За прошедшие годы уже обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем возникла необходи­мость поиска оптимальных способов участия государства в экономиче­ских процессах, налаживания эффективного государственного регули­рования, совместимого с рыночными механизмами, В этом главная осо­бенность экономической функции современного Российского государст­ва по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой.

Сегодня экономическая функция охватывает такие направления государственной деятельности, как структурная перестройка россий­ской экономики, при которой будет производиться только продукция, жизненно необходимая человеку, государству, мировому рынку; пре­имущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на ми­ровом рынке и социально значимых для России производств; демонопо­лизация производства; реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства; целенаправленная инвестиционная политика; отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке; продолжение приватизации; реформа экономического механизма аграрного сектора и прежде всего обеспечение права част­ной собственности на землю; постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста- цен; приостановка спада производства; формирова­ние современной системы расчетов и начало глубокой реформы Цен­трального банка и т.д.

Особое место в правовом обеспечении осуществления экономиче­ской функции принадлежит новому Гражданскому кодексу Российской Федерации. С принятием его в полном объеме создана всеобъемлющая правовая основа рыночной экономики, общества цивилизованных собст­венников, экономической свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством.

Социальная функция. Она проистекает из предпосылки, что, как записано в статье 7 Конституции, "Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Содержание этой функции многозначное; в государстве охраняют­ся труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный мини­мальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная под­держка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожи­лых граждан; развивается система социальных служб: устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты,

Социальная функция государства направлена на смягчение и пре­одоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бед­ность, углубление неравенства и рост безработицы; на стабилизацию уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными группами населения.

Правовому обеспечению социальной функции служат Закон РСФСР о государственных пенсиях. Семейный кодекс РФ, законы РФ "О страхо­вании", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию ра­диации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", указы Прези­дента Российской Федерации "О неотложных мерах по обеспечению здо­ровья населения", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О мерах по восстановлению сбережений граждан РФ" и др.

Функция развития культуры, науки и образования. Эта функция сложилась вместо ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государст­венной идеологии. В отличие от прежней нынешняя функция развития культуры, науки и образования зиждется на признании Конституцией Российской Федерации (ст.13) идеологического многообразия, соглас­но которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции "каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания", охрана ин­теллектуальной собственности.

Содержание этой функции сегодня составляет разносторонняя го­сударственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и Т.Д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, историче­ских комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библио­тек.

В содержание данной функции входят также: государственная поддержка развития науки, ее естественной интеграции в новые ры­ночные условия; создание благоприятных условий для творческой дея­тельности научных коллективов и для свободной состязательности различных школ и направлений; поддержка приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий; эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и выс­шего образования; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.

Правовую основу осуществления данной функции составляют Осно­вы законодательства РФ о культуре. Закон РФ "Об образовании" (с изменениями и дополнениями), указы Президента Российской Федерации "О государственной поддержке Российского фонда культуры", "О неко­торых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений РФ" и др.

Экологическая функция, или функция охраны природы и рацио­нального использования природных ресурсов. Объективным фактором, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции, является развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей,   научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с мно­гократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в обще­ственное производство, что, в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязне­нию воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает уг­розу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла на передний план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном мас­штабе, превратилась в проблему спасения земли, сохранения челове­чества.

Основное содержание экологической функции составляют государ­ственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества ок­ружающей среды.

Ведущая роль в осуществлении экологической функции принадле­жит Министерству природных ресурсов РФ и Государственному комитету РФ по охране окружающей среды.

Вместе с ними в выполнении этой функции, применительно к сво­ему профилю, участвуют Министерство по атомной энергии. Министер­ство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви­дации последствий стихийных бедствий, комитеты Российской Федера­ции по земельным ресурсам и землеустройству, по рыболовству, по стандартизации, метрологии и сертификации и другие ведомства.

С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания„ Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являют­ся Конституция Российской Федерации и законы Российской Федерации "Об охране окружающей среды", "Основы лесного законодательства", "О недрах", "Об экологической экспертизе", "О радиационной безо­пасности населения" и др.

Функция налогообложения и взимания налогов. Это направление деятельности государства охватывалось ранее более общей, хозяйст­венно-организаторской функцией.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем вы­делилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государ­ственного бюджета как федерального, так и субъектов Федерации, с также муниципального бюджета, за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формам собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоход­ного налога с граждан и т.п., а также предусмотренных законом фи­нансовых сборов, пошлин и платежей.

Базовым нормативным актом выполнения рассматриваемой функцикции выступает Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы РФ". В нем определены виды налогов, объекты налогообложения, пра­ва, обязанности, ответственность налогоплательщиков и т.д. Кон­троль за исполнением данного Закона возложен на Государственную налоговую службу и Федеральную налоговую полицию, которые проверя­ют правильность исчисления налогов, своевременность их уплаты, вы­являют налоговые правонарушения и преступления.

Кроме того, они призваны обеспечивать соблюдение законода­тельства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельно­стью, выдавать лицам, осуществляющим индивидуальную трудовую дея­тельность, патенты и регистрационные удостоверения.

Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой по­ставили перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целенаправленнее должно проявлять себя v такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующее воздействие на экономику,

Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственно­сти, правопорядка. В современных условиях существенные изменения и развитие претерпели каждый из неразрывно связанных между собой со­ставных компонентов содержания этой триединой функции.

Конституция Российской Федерации (ст.2), признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности госу­дарства, Тем самым охрана и развитие политических, экономических, социальных, культурных, личных прав и свобод граждан составляют смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

Новое в содержании данной функции состоит также в том, что, согласно статье 8 Конституции, "в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципаль­ная и иные формы собственности". Сообразно с этим прежде всего должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственно­сти.

В современной обстановке возросло значение охраны правопоряд­ка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупрежде­ние и сокращение правонарушений.

С учетом опасных тенденций в динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозу национальной безопасности России, главное в охране правопорядка сегодня — это обуздание преступно­сти.

В последнее время предприняты меры по концентрации усилий го­сударства на этом важном направлении, подготовлена Федеральная программа борьбы с преступностью на ближайшие годы.

Особое место в правовом обеспечении борьбы с преступностью призван занять новый Уголовный кодекс Российской Федерации, всту­пивший в силу с 1 января 1997г„ Важная роль в этом принадлежит также законам РФ "О прокуратуре РФ" (новая редакция), "Об опера­тивно-розыскной деятельности", указам Президента Российской Феде­рации "О защите населения от бандитизма и иных проявлений органи­зованной преступности", "О мерах по усилению борьбы с терроризмом" и др.

Неотложной мерой укрепления правовой основы обеспечения борь­бы   с   преступностью   является   принятие   новых   Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Фе­дерации.

Основные внешние функции

В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.

Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функ­ции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие — получили дальнейшее адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи — возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).

Последовательное продвижение национальных интересов через от­крытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспечение благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения ре­форм — таковы задачи внешней политики Российского государства в современный период. Сообразно этому оно осуществляет следующие ос­новные внешние функции: оборону страны; обеспечение мира и поддер­жание мирового порядка; сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ; интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.

Функция обороны страны. Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем. Сохра­няется возможность неблагоприятных для нее геополитических измене­ний, в первую очередь, связанных с возможностью расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги локальных конфликтов у российских границ.

Соответственно одно из важнейших направлений внешнеполитиче­ской деятельности Российского государства — обеспечение его воен­ной безопасности.

Согласно этой функции Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с ее междуна­родными договорами.

Оборона страны, формирование и функционирование Вооруженных Сил России/ других войск и воинских формирований, привлекаемых к обороне, осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ее законами по военным вопросам, пакет которых попол­нился новым Федеральным законом "Об обороне". Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны России, полномочия органов федеральной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанно­сти граждан России в области обороны, силы и средства, привлекае­мые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере обороны, а также другие касающиеся обороны нормы.

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка. При­оритеты в деятельности Российского государства по обеспечению мира — это недопущение новой глобальной войны — горячей или холодной, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, повышение контролируемости международной торговли оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области, введение в дей­ствие Договора СНВ-2 и Конвенции о запрещении химического оружия,

Один из приоритетов многосторонней российской дипломатии — укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой органи­зации, которая превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мира.

Россия все более уверенно занимает принадлежащее ей по праву место в мировой политике. Встречи глав семи ведущих стран мира по­степенно становятся встречами "восьмерки" с полновесным участием России. Важным событием стало ее принятие в Совет Европы.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влия­ния Российское государство несет особую ответственность за поддер­жание стабильности и порядка в современном многосложном мире. Со­образно этому одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с междуна­родными обязательствами РФ. Правовому обеспечению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит Федеральный закон "О поряд­ке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала'для участия в деятельности по поддержанию или восстанов­лению международного мира и безопасности". Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатиче­ская деятельность.

Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Эта новая основная функция возникла у Российского государства е связи с тем, что с образованием Содружества Независимых Государств отношения с новыми независимыми государствами на границах России, всемерное развитие СНГ поставлены во главу угла внешней политики России. Это — сфера особой ответственности и особых взаимных инте­ресов России и ее соседей.

Вместе с тем здесь таятся и новые проблемы для России. Очаги конфликтов вблизи ее границ, затяжной кризис экономики, да и самой государственности в ряде стран СНГ создают серьезную угрозу безо­пасности нашей страны,

Осуществляя рассматриваемую функцию. Российское государство выступает за укрепление содружества прежде всего по линии формиро­вания экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ; комплексного решения про­блемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международно при­знанных стандартов в области прав человека и национальных мень­шинств, гражданства и защиты переселенцев, заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создания единого информационного пространства.

Наглядным выражением новых моментов, перспектив и тенденции развития данной функции являются такие документы, как Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. Договор между Респуб­ликой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. В самостоятельную основную функцию данное направление деятельности Российского госу­дарства сложилось лишь в последний период его развития.

Новый характер международных связей открыл благоприятные воз­можности для более эффективной реализации интересов России в об­ласти экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудни­чества посредством ее интеграции в мировую экономику. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные эконо­мические организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотруд­ничестве с Европейским Союзом. В настоящее время ведется работа по налаживанию на основе принципа партнерства полнокровного взаимо­действия с США, с государствами Западной Европы, с большинством которых подписаны двусторонние документы, со многими государствами азиатско-тихоокеанского и других регионов. Важным фактором инте­грации России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэкономические связи.

Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельности, посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена монополия государства во внешнеэкономических связях.

Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответст­вующего правового обеспечения. В этих целях были приняты такие нормативно-правовые акты, как Закон РСФСР "О предприятиях и пред­принимательской деятельности". Закон РСФСР "Об иностранных инве­стициях в РСФСР", законы Российской Федерации "О валютном регули­ровании и валютном контроле", "О государственных внешних заимство­ваниях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностран­ным государствам, их юридическим лицам и международным организаци­ям", "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Евро­пы", и др.

Важной стороной данной функции является также сотрудничество России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безопасности планеты, за­щиты мирового океана, охраны растительного и животного мира, борь­бы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф.

 

21

Формы осуществления функций государства

В правовой литературе под формами осуществления функций госу­дарства понимается: во-первых, деятельность основных звеньев меха­низма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Согласно первому критерию основными формами осуществления функций государства являются: 1) законодательная; 2) управленче­ская (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.10

Законодательная деятельность заключается в издании представи­тельными и законодательными органами законов, обязательных для ис­полнения всеми государственными органами, общественными объедине­ниями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы наделено Федеральное Собрание — парламент России.

Управленческая, или исполнительная, деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функ­ций государства в сферах развития экономики и культуры, социально­го обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны обще­ственного порядка и обороны страны и т.д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государ­ства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной систе­мы страны,

Контрольно-надзорная деятельность — это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государствен­ного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообраз­ным исполнением действующих на территории Российской Федерации за­конов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.

Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.

Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделе­ния труда между отдельными звеньями механизма государства по вы­полнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей.

Наряду с изложенной в науке получила распространение имеющая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, крите­рием которой является однородная по своим внешним признакам дея­тельность органов государства по осуществлению его функций. Она

служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как представляется более целесообразным ее называть — организационная.

Деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные не означает умаления или тем более отрицания пер­востепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все орга­низационные формы — правовые.

Под правовыми формами осуществления функций государства пони­мается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридиче­ским последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым фор­мам реализации функций государства относятся правотворческая дея­тельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою оче­редь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохрани­тельную.

Правотворческая деятельность — это форма осуществления функ­ций государства путем издания нормативных актов, издания или санк­ционирования, изменения или отмены юридических норм.

Правоприменительная деятельность — это деятельность государ­ственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы госу­дарственных органов по охране норм права от нарушений, защите пре­доставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Спе­цифика этих актов в том, что они служат целям профилактики престу­плений и ' иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правона­рушение, а следовательно, во всех случаях, охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

От правовых форм функционирования государства отличаются чисто фактические или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внешним признакам дея­тельности государства, не влекущей за собой юридических последст­вий. В то же время формы организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового уре­гулирования, на основе выполнения требований законности.

Выделяются следующие организационные формы деятельности госу­дарственных органов по осуществлению функций государства; а) организационно-регламентирующая; б) организационно-хозяйственная; в) организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность — это оператив­ная текущая организационная работа по решению тех или иных кон­кретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность — это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснова­ние, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, ста­тистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность — это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общест­венного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).

Заключение

У современного государства, осуществляющего свою многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни об­щества, нет и не может быть только одной, единственной основной (главной) функции.

Положение не меняется даже в том случае, когда в качестве та­ковой "в цивилизованном обществе" объявляется "охрана интересов человека, его прав". Дело заключается, во-первых, в том, что охра­на интересов человека, его прав — это скорее не функция, а основ­ная цель, задача, причем не только "цивилизованного", но и любого уважающего себя и своих граждан государства и общества. А, во-вторых, если все же считать охрану интересов человека, его прав функцией, то при этом нельзя не видеть, что ее осуществление в ре­шающей степени зависит от всех других без исключения государствен­ных функций. А это уже само по себе ставит под вопрос статус гла­венства, приоритетности и первенства рассматриваемой функции перед всеми другими функциями.

В настоящее время нет необходимости возвращаться к уже прой­денному пути и пытаться вычленять из всего многообразия функций одну или даже две главные государственные функции. Число их и сам статус функций не остается неизменным. Он изменяется и развивается не только в зависимости от смены типов и приоритетов различных го­сударств, но и в зависимости от стадии или этапов развития одного и того же государства.

Итак, в процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие — уг­лубляются и видоизменяют свое содержание, третьи — возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными опре­деленной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назна­чением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматри­ваться с учетом его принадлежности к определенному типу государст­ва,

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

 

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.

2.Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1995.

3.Лившиц Р.З. Теория права. - М., 1994.

4.Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе // Теория права: новые идеи. М./ 1991. Вып.1.

5.Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право, 1993. -№6. 6.Общая теория права и государства. Учебник. / Под. ред. В. В. Лазарева. - М.: Юристъ, 1996.

7.Теория государства и права / Отв. ред. Н.А. Катаев, В.В. Лаза­рев. Уфа, 1994.

8. Теория государства и права / Под ред. Марченко М.Н. -М., 1996.

9.Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - М.: Юристъ, 1997.

10.Теория государства и права. М., 1994. Вып.2.

Сколько до сессии?
Декабря 2016 Января 2017
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Поиск
Программы в помощь