Get Adobe Flash player
Главная Юриспруденция Экологическое право Криминалистическая характеристика экологических преступлений

Криминалистическая характеристика экологических преступлений

Скачать

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ДОКАЗЫВАНИЮ

Все экологические преступления объединены в 26 главе УКРФ. К данной категории преступлений относятся: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); нарушение правил обращения экологически опасных веществ иотходов (ст. 247); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251); загрязнение морской среды (ст. 252);нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253); порча земли (ст. 254); нарушение правил охраны и использования недр(ст. 255); незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256); нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);незаконная охота (ст. 258); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259); незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст. 261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

Общественная опасность указанных преступлений состоит в причинении вреда отношениям в сфере обеспечения экологической безопасности посредством ухудшения качества природной среды.

Правила охраны окружающей среды, за нарушения которых предусмотрена уголовная ответственность, содержатся в законодательстве РФ об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов: Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г., Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г., Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г., Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г., Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире», Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «Об экологическойэкспертизе», Федеральный закон от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения», Федеральный закон от 21 июля 1997 г.

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 15 февраля 1995 г.

«Об особо охраняемых природных территориях» и другие нормативные акты.

Причинами нанесения ущерба природной среде могут являться:

неправильное хранение, использование, транспортировка радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов, загрязняющих атмосферу, почву, воды;

выброс ядовитых веществ в воду или воздух;

нарушения технологии производства каких-либо работ;

незаконная охота, рыболовство, порубка деревьев;

неосторожное обращение с огнем, вызвавшее лесной пожар;

ненадлежащее использование земельных угодий, вызывающее их истощение, эрозию почв;

эксплуатация предприятий и автотранспортных средств с неисправными очистными устройствами;

отсутствие надлежащего контроля как со стороны администрации предприятия, так и со стороны различных государственных и ведомственных инспекций и т.п.

Объектами экологических преступлений являются воды внутренних морей, рек, озер, прудов, водохранилищ, каналов, подземные воды, ледники, источники питьевого водоснабжения, животный и растительный мир, объекты природной среды, воздушное пространство над территорией РФ, земля, недра.

Субъектами данных преступлений являются должностные лица, ответственные за соблюдение правил охраны окружающей среды (например, директор предприятия, главный инженер, главный технолог, лица, на которых возложена общая ответственность за производство работ, лица, отвечающие за функционирование очистных сооружений, организацию деятельности специальныхприродоохранительных подразделений на предприятии и т.п.).

Не должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности за неправильную эксплуатацию или использование неисправных очистных сооружений, ненадлежащее использование или хранение ядовитых веществ, других биологических агентов и токсинов и т.д.

Экологические преступления могут быть совершены в виде действия Экологические преступления могут быть совершены в виде действия (например, превышение допустимых нагрузок на очистные сооружения, незаконный сброс или захоронение загрязняющих веществ) или бездействия (например, отказ от строительства необходимых очистных сооружений, непринятие мер по предотвращениюсброса загрязняющих веществ).

В процессе расследования экологических преступлений возникают трудности в установлении предприятия, выбросы которого загрязнили воду, почву или воздух. Здесь важное поисковое значение приобретает определение времени совершения преступления, что позволяет установить непосредственный источник загрязнения, а также виновных в этом лиц.

Наиболее распространенными способами совершения экологических преступлений являются:

• незаконные охота, рыболовство, порубка деревьев;

• лесной пожар;

• сброс в водоемы неочищенных сточных вод промышленных, транспортных, энергетических, коммунальных предприятий;

• выброс в атмосферу неочищенных продуктов горения;

• использование ядохимикатов в сельскохозяйственном производстве.

При производстве по уголовным делам об экологических преступлениях подлежат доказыванию следующие обстоятельства:

1) факт нарушения правил охраны окружающей среды;

2) характер, обстоятельства нарушения правил охраны окружающей среды;

3) причины нарушения правил охраны окружающей среды;

4) время и место нарушения правил охраны окружающей среды, какой конкретно объект подвергся загрязнению, порче;

5) какие правила охраны окружающей среды нарушены;

6) должностное лицо или гражданин, допустившие нарушение правил, их виновность в совершении экологического преступления, обстоятельства, характеризующие личность;

7) следы загрязнения, порчи окружающей среды (частицы вредных веществ, осевших на почве, растительности; загрязненная вода; погибшие в результате отравления, незаконной охоты, рыболовства животные, птицы, рыбы, растения и т.п.);

8) характер и размер вреда, причиненного экологическим преступлением (количество заболевших, погибших людей, животных, птиц, рыб, растений; размер территории, зараженной вредными

веществами или отходами и т.п.);

9) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, а также смягчающие и отягчающие наказание;

10) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

§ 2. ТИПИЧНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ

Последствия нарушения правил охраны окружающей среды, как правило, охватывают широкие пространства, что обусловливает сложность в установлении масштабов экологического преступления и расследования данной категории уголовных дел.

Возбуждение уголовного дела.

Поводами к возбуждению уголовных дел об экологических преступлениях являются сообщения о преступных нарушениях правил охраны окружающей среды соответствующих органов: санитарно-эпидемиологической службы, региональных органов по гидрометеорологии и контролю за состоянием природной среды, управлений по регулированию использования и охране вод, органов

рыбоохраны, лесной охраны и др. Уголовные дела также возбуждаются при непосредственном обнаружении признаков преступления правоохранительными органами, по сообщениям общественных организаций, средств массовой информации, отдельных граждан.

Получив сообщение о нарушении правил охраны окружающей среды, следователь по мере надобности проводит предварительные проверочные действия по установлению обстоятельств, необходимых для возбуждения уголовного дела. В ходе данных действий устанавливается наличие в нарушениях правил признаков уголовно наказуемого деяния; причины и источник загрязнения; характер и размеры вреда, причиненного здоровью людей, животному, растительному миру, рыбным запасам, сельскому хозяйству.

Если по факту нарушения правил охраны окружающей среды природоохранными органами проводилось ведомственное расследование, то его материалы (акт о нарушении правил охраны окружающей среды; акты по результатам анализа проб сточных вод, почвы, воздуха; справки о количестве сброшенных загрязняющих веществ или отходов; объяснения заподозренных в правонарушении лиц т.п.) следователь изучает, дает им оценку и решает вопрос о возбуждении уголовного дела.

Выбор первоначальных следственных и иных действий, порядок их осуществления обусловливаются ситуацией, складывающейся на момент возбуждения уголовного дела. Следственные ситуации на первоначальном этапе расследования данного вида преступлений, могут быть типизированы следующим образом:

1. С момента нарушения правил охраны окружающей среды до возбуждения уголовного дела прошло значительное время.

2. Уголовное дело возбуждено сразу после нарушения правил охраны окружающей среды.

В первой следственной ситуации, более неблагоприятной, проводит­ся следующий комплекс первоначальных следственных и иных действий:

а) допрос заявителя, сообщившего о нарушении правил охраны окружающей среды;

б) осмотр места происшествия и принятие мер к прекращению процесса загрязнения, уничтожения, порчи окружающей среды;

в) установление источника загрязнения, уничтожения; определение механизма и интенсивности загрязнения;

г) осмотр территории промышленного, сельскохозяйственного предприятия, отдельных зданий, очистных сооружений, производственных агрегатов с целью ознакомления с технологическим процессом;

д) осмотр и выемка документов, характеризующих состояние объекта до его загрязнения или порчи, актов прошлых проверок состояния работы по обеспечению природоохранных мер;

е) осмотр и выемка документации, содержащей сведения о причинах и характере нарушения правил охраны окружающей среды;

ж) допрос очевидцев, свидетелей, потерпевших, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение правил охраны окружающей среды.

Во второй, благоприятной ситуации прежде всего производится осмотр места происшествия с целью обнаружения, фиксации и изъятия следов совершенного преступления; принимаются меры к прекращению процесса загрязнения, уничтожения, порчи окружающей среды; устанавливаются и допрашиваются свидетели и очевидцы происшедшего события; назначаются соответствующие экспертизы.

Тактика производства первоначальных следственных и иных действий

1. Осмотр места происшествия.

Осмотр производится в любой ситуации, независимо от времени, прошедшего с момента нарушения правил охраны окружающей среды, и является важным способом собирания доказательств.

До выезда на место происшествия следователь выполняет ряд действий подготовительного характера:

а) подбирает необходимых специалистов (биологов, химиков, ихтиологов, специалистов лесного хозяйства, инженеров по очистным сооружениям, врачей санитарно эпидемиологических станций и т.п.). Специалисты помогают следователю правильно определить границы осмотра, указывают на признаки нарушений правил охраны природы и их последствия, выполняют контрольные замеры проб воды, почвы, воздуха, консультируют следователя по вопросам, какими нормативными актами регулируются правила охраны окружающей среды при производстве тех или иных работ, какие документы необходимо изъять для последующего исследования;

б) подбирает и готовит необходимые технические средства обнаружения, закрепления, изъятия следов, приборы для отбора проб и образцов воздуха, воды, почвы, растений.

По прибытии на место происшествия перед началом осмотра следователь:

а) принимает меры к прекращению процесса загрязнения, уничтожения, порчи окружающей среды;

б) выявляет очевидцев и опрашивает их об обстоятельствах происшедшего.

Как правило, при совершении экологических преступлений осмотру подлежат обширные земельные и водные пространства.

Территория осматривается на всем протяжении загрязнения и обнаружения его последствий. Начинается осмотр от центра загрязнения, наибольшего скопления погибших животных, рыбы, отходов, и проводится по отдельным узлам. Сначала осматриваются те места, на которых наиболее ярко проявились вредные последствия загрязнения, очистные сооружения и т.д.

В процессе осмотра устанавливается место загрязнения, что представляет собой объект загрязнения, его назначение и размеры, в чем выразилось загрязнение, визуально наблюдаемые изменения состояния окружающей среды, запах, цвет воды, почвы, растений, участки обнаружения погибших животных, рыбы, растений, их состояние. В ходе осмотра отбираются пробы воды, почвы, воздуха, образцы погибших растений, останки животных организмов для последующих экспертных исследований.

Если в осматриваемом пространстве находятся территории промышленных или сельскохозяйственных предприятий, то фиксируется вид производства, агрегаты и механизмы, непосредственно расположенные в районе, где обнаружены следы загрязнений, их состояние. Особенное внимание уделяется обнаружению мест, где могли храниться токсичные вещества или ядохимикаты. Эти места исследуются с целью обнаружения остатков ядовитых веществ, берутся пробы химикатов, грунта.

При нахождении на месте происшествия машин и механизмов, они также осматриваются в целях выяснения вида, наличия визуально наблюдаемых неисправностей, протечек веществ, которые могли быть источником загрязнений.

Места обнаружения лесных пожаров, повлекших за собой обширные уничтожения растительности, гибель животных, осматриваются на всем их протяжении. Фиксируются размеры этих пространств, видимые последствия уничтожения растительности огнем, устанавливается место возгорания. В ходе осмотра отбираются пробы почв, образцы погибшей растительности, останки животных.

В случаях, когда для уничтожения животного или растительного мира применялись различного рода технические средства или взрывчатые вещества, при осмотре проводятся действия, направленные на обнаружение таких предметов или их следов.

2. Выемка и осмотр документов.

Изучение и анализ документации необходим для уяснения обстоятельств, сущности расследуемого события, а также для процессуального закрепления обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Все документы, подлежащие выемке и осмотру, можно классифи­цировать на следующие основные группы:

1. Нормативные правовые акты, устанавливающие правила охраны окружающей среды и определяющие меры по ее охране (законы, подзаконные акты).

2. Нормативные акты, регламентирующие деятельность и эксплуатацию соответствующих предприятий (постановления, инструкции, приказы и т.п.).

3. Документы, связанные с проектированием, строительством очистных сооружений, регламентирующие их эксплуатацию и отражающие их состояние (проектная и монтажная документация, инструкция по использованию, акты технических осмотров, ремонтов и т.п.).

4. Документы, регламентирующие технологию производства (инструкции и т.п.).

5. Документы, регламентирующие порядок хранения, транспортировки и переработки вредных веществ.

6. Документы, регламентирующие порядок действий с производственными, промышленными отходами (журнал учета отходов, документы о хранении, утилизации, уничтожении отходов и т.п.).

7. Должностные инструкции, сменные журналы дежурных инженеров, химиков, биологов и других специалистов.

8. Акты проверок соблюдения правил охраны окружающей среды, проводимых контролирующими органами и службами, акты различных обследований, лабораторных исследований, предписания по устранению выявленных недостатков и т.п.

Знание указанных документов позволит следователю квалифицированно осуществить в последующем производство различных следственных действий (допрос обвиняемого, осмотр предприятия и т.д.). Необходимые документы приобщаются к материалам уголовного дела (в подлинниках, копиях, выписках).

3. Допросы свидетелей и потерпевших производятся безотлагательно, так как в их показаниях содержатся важные фактические данные, которые могут обусловить дальнейшее направление расследования.

Очевидцы, лица, обнаружившие место происшествия, допрашива­ются по следующим вопросам:

• место и источник загрязнения, время и обстоятельства происшедшего, внешние признаки загрязняющих веществ;

• состояние объекта до загрязнения, чистота воды, воздуха; виды растительного и животного мира, которые водились или могли водиться в данном месте до его загрязнения;

• нет ли случаев заболевания людей, которые соприкасались с загрязненной окружающей средой.

Сотрудники природоохранных органов, которые в силу своих служебных обязанностей осуществляют контроль за состоянием охраны окружающей среды, допрашиваются по вопросам:

• когда, при каких обстоятельствах обнаружены нарушения правил охраны окружающей среды;

• проводились ли ранее проверки данного объекта, были ли обнаружены при этом нарушения, какие принимались меры в целях предупреждения нарушений, как на них реагировало руководство данного объекта;

• каковы причины преступных нарушений правил охраны окружающей среды;

• что необходимо предпринять для предотвращения подобного в будущем.

Должностные лица объектов, ответственные за экологическую безопасность производств, работники производственного процесса допрашиваются по вопросам:

• какова технология производства, степень его опасности для окружающей среды;

• в каком состоянии находится используемое оборудование, имеется ли очистное оборудование;

• состояние природоохранительных мероприятий на производстве;

• порядок обезвреживания и утилизации вредных отходов;

• что известно о нарушениях правил охраны окружающей среды и их последствиях, что необходимо было сделать для их предотвращения;

• какие были допущены отступления от технологического режима работы предприятия и очистки отходов производства;

• кто является ответственным за данные нарушения правил охраны окружающей среды.

В ходе допроса потерпевших от последствий экологического преступления выясняются следующие вопросы:

• когда, по каким причинам и в течение какого времени находился в районе, подвергшемся загрязнению;

• когда и какие симптомы заболевания обнаружил у себя, обращался ли за медицинской помощью, какой диагноз поставлен;

• считает ли болезнь следствием пребывания в загрязненном районе;

• что известно об источниках, обстоятельствах загрязнения.

§ 3. ДАЛЬНЕЙШИЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ

На данном этапе расследования назначаются различные виды экспертиз, устанавливаются и допрашиваются лица, допустившие нарушение правил охраны окружающей среды; условия,

способствующие этому; характер и размеры причиненного материального ущерба, а также степень вреда, причиненного здоровью людей. В необходимых случаях проводится следственный эксперимент.

1. Назначение судебных экспертиз

Экологическая экспертиза разрешает следующие вопросы:

• причинен ли окружающей среде вред вследствие нарушения правил охраны природы;

• каковы причины и последствия нарушения правил охраны окружающей среды, загрязнения природы;

• какие правила охраны окружающей среды нарушены.

Строительно­техническая экспертиза проводится для выяснения вопросов:

• правильность проектирования, строительства и монтажа очистных сооружений;

• какие нарушения допущены при строительстве очистных сооружений, как эти нарушения повлияли на эффективность эксплуатации очистных сооружений;

• соответствует ли технология очистных и природоохранных сооружений требованиям нормативных актов.

Судебно­техническая экспертиза назначается для установления технического состояния выявленных источников загрязнения. С ее помощью решаются вопросы:

• соответствуют ли технические сооружения требованиям нормативных актов и проектной документации, техническим условиям, санитарным нормам;

• каковы причины выхода из строя очистных сооружений, когда они возникли, производился ли их ремонт;

• является ли неисправность очистных сооружений причиной превышения предельно допустимых выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Судебно­технологическая экспертиза устанавливает:

• соответствие технологического процесса требованиям нормативных актов и технологических норм;

• факты нарушения технологии производства, в результате которых возможно попадание вредных веществ и отходов в окружающую среду;

• технологические причины вредных выбросов в окружающую среду в концентрациях, превышающих предельно допустимые нормы;

• причины превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ в производственных отходах.

Химическая экспертиза назначается для выяснения вопросов:

• загрязнен ли воздух, водоем, почва определенным веществом, в каком количестве, каков источник их загрязнения;

• как долго сохраняются данные элементы в водоеме, воздухе, почве;

• какие из данных элементов, в какой концентрации вредны для окружающей среды.

Гидрометеорологическая экспертиза устанавливает влияние метеорологических и гидрологических условий на результаты загрязнения окружающей среды.

Проведение гидротехнической экспертизы позволяет определить правильность имевшихся расчетов расхода воды в створе водопользования и створе сброса сточных вод.

Для установления причин болезни или смерти в случаях отравления людей назначается судебно­медицинская либо медико­экологическая экспертиза.

В случаях гибели или отравления животных назначается судеб­ но­зоологическая экспертиза. Ихтиологическая экспертиза назначается для установления причин отравления и гибели рыбы. Для установления причин отравления и гибели птиц назначается орнитологическая экспертиза, насекомых — энтомологическая экспертиза.

При загрязнении сточными сельскохозяйственными водами водоемов или почвы назначаются агротехническая, агробиологи­ческая экспертизы. Для установления причин отравления и гибели растений назначается судебно­ботаническая экспертиза.

2. Допрос обвиняемого. Обвиняемыми по делам об экологических преступлениях являются, как правило, должностные лица, занимающие руководящие должности. Нередко они ссылаются на якобы объективные причины, ведущие к необходимости нарушения правил охраны окружающей среды, незнание соответствующих нормативных положений и своих должностных и обязанностей, либо признают себя виновными в сбросе отходов производства в водоем или воздух, но отрицают факт наступления вредных последствий или ссылаются на распоряжения вышестоящего должностного лица.

Допрос обвиняемого по данной категории дел представляет собой определенную сложность и требует специальной подготовки. Подготавливаясь к допросу обвиняемого, следователь должен:

• изучить нормативные акты, регулирующие деятельность по охране окружающей среды;

• изучить специфику работы данного предприятия, особенности осуществляемого на нем технологического процесса, работу очистных сооружений и т.п.;

• изучить должностные инструкции соответствующих должностных лиц предприятия;

• изучить техническую документацию и журналы, в которых регистрируются результаты анализа выбросов вредных веществ;

• усвоить специальную терминологию;

• уяснить сущность допущенных нарушений правил охраны окружающей среды.

При планировании допроса обвиняемого и формулировании вопросов целесообразно также получить консультацию у соответствующих специалистов (биолога, эколога, технолога, химика и т.п.). При необходимости допрос производится с их участием.

При допросе обвиняемого выясняется следующий круг вопросов:

• сведения, характеризующие личность обвиняемого, его стаж работы на данном предприятии, профессиональную подготовку;

• какова технология производства, степень его опасности для окружающей среды;

• в каком состоянии находится используемое оборудование, имеется ли очистное оборудование;

• состояние очистных сооружений, фильтров на производстве;

• порядок обезвреживания и утилизации вредных отходов;

• какие были допущены отступления от технологического режима работы предприятия и очистки отходов производства;

• кто является ответственным за данные нарушения правил охраны окружающей среды;

• кто и в соответствии с каким положением, инструкцией, приказом должен осуществлять контроль за работой того или иного агрегата, неисправность которого оказалась причиной загрязнения.

3. При необходимости по делам данной категории может быть проведен следственный эксперимент с целью:

а) установления концентрации вредных веществ в выбросах на данном предприятии;

б) определения количества выброса вредного вещества за определенный период времени;

в) установления пути попадания вредных веществ в окружающую среду;

г) проверки работоспособности и эффективности очистных сооружений на данном предприятии.

Сколько до сессии?
Декабря 2016 Января 2017
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Поиск
Программы в помощь