Get Adobe Flash player
Главная Социология Ответы на вопросы по социологии

Ответы на вопросы по социологии

Скачать

1. Классификация демографической структуры населения

Демографические структуры населения — обусловливающие воспроизводство населения группы, сформированные в соответствии со значениями того или иного признака.

Виды демографических структур

  • · половая структура
  • · возрастная структура
  • · брачная и семейная структура
  • · конфессиональная структура
  • · языковая структура
  • · доходная стуктура

Половая, возрастная, брачная и семейная структуры имеют непосредственное отношение к воспроизводству населения, к предмету демографии, в то время как остальные выступают экзогенными, дополнительными переменными, влияющими на демографические процессы лишь косвенно. Они действуют опосредственно, через демографические структуры, что даёт еще более точные знания о демографической науке.

Структуры населения не только оказывают влияние на демографические процессы, но и являются результатом действия этих процессов в прошлом, а также дают представление на определенный момент исторического времени. Анализ демографических процессов в когорте или в исорической перспективе аналогичен анализу демографических структур, состоящего из изучений изменений, происходящих с течением времени в населении в целом и в отдельных поколениях.

2. Трансформация социальных институтов

Итак, социальные институты - специфические, относительно самостоятельные механизмы социальной регуляции, которые осуществляют контроль за поведением индивидов посредством применения специальных мер и способов внушения, убеждения и воспитания, разнообразных форм принуждения и давления, различных способов выражения признания и одобрения. Благодаря институтам формы поведения приводятся в соответствие с принятыми образцами, нормами и стандартами. Социальные институты различаются по функционально-целевому назначению, предмету регуляции, строению и способу воздействия (официальные и неофициальные, формальные и неформальные институты).

Типы социальных институтов.

Экономические институты - их назначение в том, что они обеспечивают распределение индивидов в системе общественной организации труда и в системе отношений собственности; контролируют процесс распределения, регулируют денежное и товарное обращение.

Политические институты - основная функция - установление, исполнение и поддержание власти, доминирующей в обществе социальной группы. Обеспечивают воспроизводство идеологических ценностей, стабилизируют социальные структуры.

Социокультурные и воспитательные институты - освоение и последующее воспроизводство социокультурных ценностей.

Нормативно-ориентирующие институты - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов, придание поведению и мотивации нравственную ориентацию, этическую основу.

Нормативно-санкционирующие институты - осуществляют регуляцию социального поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и нормативных актах.

Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты (основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных норм, их официальном или неофициальном закреплении) -временные способы социальной регуляции.

2. Эволюция социальных институтов

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

- возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

- формирование общих целей;

- появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

- появление процедур, связанных с нормами и правилами;

- институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

- установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

- создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Трансформация социальных институтов

3.1. Институт семьи

Двадцатое столетие для русского, как и для других народов мира, принесло крупные демографические перемены, коснулись они и брачно-семейных отношений. Если еще в начале века преобладали многочисленные крестьянские семьи, то уже к середине, в результате больших миграционных перемещений сельских жителей в города, на первое место выходят более малочисленные городские семьи. Сегодня уже около 90% всех семей в России проживают в городах. Это малые нуклеарные семьи, по размерам близкие европейским семьям, лишь чуть более 10% из них насчитывают 5 и более членов семьи. Сельские семьи тоже резко сократились и стали близкими к городским - средний размер - 3 человека и всего чуть более 12% составляют семьи из 5 человек и более

Модернизация семьи на этом не закончилась. Ключевые изменения в семье происходят под влиянием "перестройки" общества. Изменяются почти все основополагающие функции семьи: ее образ жизни, внутрисемейные и ролевые взаимоотношения, семейная мораль, репродуктивные установки и т.д. Интересно, что несмотря на значительные перемены, сегодня большинство россиян - 88%, проживают в семье. Иными словами, каждый десятый человек в стране проживает вне семьи. В основном это либо молодые люди, которые служат в армии или учатся, либо - пожилые одинокие люди. По мировым стандартам это считается нормальным. В большинстве развитых стран доля одиноких в общей численности населения составляет от 11 до 14%. Доля семей с одним несовершеннолетним ребенком составляет более 50% (в США - чуть больше 40%). Около 32% приходится на семьи с двумя детьми и лишь 6% имеют 3-х и более детей. Поскольку есть немало семей, которые не родили вообще ни одного ребенка, в среднем на семью приходится чуть более одного ребенка . Это дает основание полагать, что естественная убыль населения сохранится и в перспективе, даже несмотря на то, что в наиболее активные детородные возраста начинают вступать дети тех матерей, которые принадлежат к поколению 50-х годов рождения - времени относительно высокой рождаемости. Это, однако, не будет означать повышения числа рождений, т.к. почти все социально-демографические группы населения ориентированы на 1-2- детную семью, что дает основание прогнозировать в ближайшее десятилетие естественную убыль населения.

Демографические перемены коснулись не только состава семьи, но и внутрисемейных отношений, особенно в молодых семьях. По-иному идет процесс формирования брачно-семейных отношений, заключения и прекращение браков, появление детей в семье. В новой социально-экономической ситуации меняются и критерии брачно-семейного выбора. Это, прежде всего, выражается в снижении брачности, которая за последние годы снизилась на треть (с 9,7 чел. На 1000 населения до 7 чел. в 1998 г.). при этом в городах число заключенных браков значительно выше, чем в селе (10,5 чел. в 1990 г. и 7,7 чел. в 1998 на 1000 населения - в городах; соответственно 8,1 чел. и 5,3 чел. на 1000 населения - в селе) . Эта ситуация связана с несколькими причинами. Одна из них - экономическая. Молодые люди в нестабильной социально-экономической обстановке отказываются от создания семьи, или откладывают браки из-за нежелания брать на себя ответственность за семью. Влияние на снижение брачности оказало также существенное изменение в половозрастной структуре населения. С одной стороны резко сократилось число женщин в возрасте 15-30 лет, с другой стороны женщины оказались в невыгодном для себя положении - их сверстников было меньше.

В определенной мере на снижение брачности повлияло и новое отношение к браку "по западному образцу". Молодые люди предпочитают свободные добрачные отношения, а брак откладывают на неопределенное время. Сегодня средний возраст вступления в первый брак в стране составляет 24,3 года для мужчин и 22 года для женщин. При этом мужчинам в сельской местности сложнее жениться, т.к. сельские невесты предпочитают по окончанию школы переезжать в города, а женщинам сложнее найти жениха в городах, т.к. вместе с переехавшими сюда сельскими невестами, их здесь больше. Это и обусловило более высокую долю мужчин, состоящих в браке, в городах, а в сельской местности более высокую долю во всех возрастных группах женщин, состоящих в браке.

На модель формирования семьи влияет не только снижение брачности, но и сдвиги в устойчивости брака. На фоне снижения брачности происходит значительный рост разводимости. Если в 80-х годах число разводов на 1000 населения составляло 3,2 человека, то в 1990 - уже 3,4, а в 1999 - 4,6 человек . По числу разводов мы опережаем все европейские страны и уступаем лишь США, где этот показатель еще выше.

3.2. Образование

В сфере образования реформы стартовали задолго до 1992 г. Начало им положил в декабре 1989 г. Всесоюзный съезд работников народного образования, где были определены основные принципы реформирования образования. Это демократизация, многовариантность и многоукладность образования, открытость инновациям, регионализация образовательных систем, учет национальных особенностей в многонациональной стране, разнообразие и дифференциация образования, гуманизация его содержания, непрерывность обучения, развивающий его характер, деятельностный характер образования.

Эти принципы, сформулированные "изнутри" системы образования, нацеливали на изменения задач и методов обучения, но практически не касались организационно-экономического механизма средней и высшей школы. Для их реализации необходимо было расширить права, экономические возможности и хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений и соответственно сузить права и возможности всех уровней управленческой надстройки над ними.

Нормативной базой преобразований в данной сфере на начальном этапе стали Указ Президента РФ "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР" от 11 июля 1991 г. № 1 и закон "Об образовании" от 10 июля 1992 г. (затем его новая редакция от 13 января 1996 г.).

После того как закон "Об образовании" от 10 июля 1992 г. разрешил создание негосударственных образовательных учреждений, установил порядок их лицензирования и государственной аккредитации, они стали достаточно активно развиваться. Важно подчеркнуть, что в отличие от промышленности, строительства или торговли негосударственный сектор в образовании возник не путем приватизации государственных школ и вузов, а благодаря созданию новых - дополнивших, а не заместивших государственные.

3.4. Экономическая система

Ход экономической реформы во многом зависит от поддержки населением нового политического и экономического курса и от прореформистского общественного консенсуса. По мере реализации нового курса стало ясно, что высокая социальная цена реформ способна не только поставить под угрозу саму общественную трансформацию, но даже повернуть ее вспять. Поэтому одно из важнейших условий реализации экономических преобразований - разработка эффективной системы социальных гарантий населения. Задача социально-экономической политики на современном этапе становления рыночных отношений состоит в том, чтобы социальная цена не была непомерно высокой для широких слоев населения. В последнее время в большинстве стран особое внимание уделяется выработке новой концепции социальной политики, адекватной рыночным условиям хозяйствования и позволяющей смягчить негативные последствия проводимых реформ. Особое внимание в проведении такой политики уделяется системообразующей роли государства, без активного вмешательства которого процесс реформирования чреват весьма негативными социальными последствиями.

Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации в период до середины 1998 г., то есть до начала нового финансово-экономического кризиса, было ориентировано, главным образом, на смягчение негативных социально-экономических последствий экономического спада, высокой инфляции и безработицы. В частности, на это были направлены такие нововведения, как система социальных внебюджетных фондов, механизмы индексации социальных выплат, развитие сети учреждений социальной поддержки незащищенных категорий граждан.

Одним из важных следствий этих усилий явилось то, что доля расходов на социальные нужды в совокупных государственных расходах возросла почти в два с половиной раза - приблизительно с 25 до более 60% . При этом в отдельные периоды наблюдался рост социальных расходов и в реальном выражении, и в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП). В частности, в течение 1992-1995 гг. доля расходов на социальные нужды в совокупных расходах государства возросла на треть - с 27,5 до 40% ВВП, в основном за счет ресурсов внебюджетных фондов и территориальных бюджетов.

Однако наращивание доли социальных расходов не смогло предотвратить кризиса в социальной сфере, поскольку эффективность социальных программ была крайне низкой. Сложившаяся в России система социальной помощи похожа на решето, с помощью которого государство пытается переносить воду от богатых к бедным. Финансирование социальной сферы организовано настолько нерационально, что значительная часть ресурсов теряется по дороге, так и не достигая людей, которые действительно нуждаются в социальной защите.

Категориальный принцип, на котором построена традиционная российская система социальных трансфертов, привел к тому, что основная часть реальных выплат направлялась в относительно благополучные семьи, имеющие доходы, превышающие прожиточный минимум. Согласно оценкам Всемирного банка, эффективность программ социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств, поступающих беднейшим семьям, в суммарных социальных трансфертах, составляет всего 19%. Аналогичный показатель в большинстве развитых стран колеблется в пределах 30-50%. При этом около 20% бедных домохозяйств и около 30% беднейших домохозяйств в России вообще не получают никакой помощи. Действующая система социальных выплат и льгот не учитывает изменений, произошедших в распределении доходов и собственности. Для обеспеченного населения социальные выплаты и льготы практически не имеют экономического смысла, а для нуждающихся - не гарантируют необходимой социальной защиты.

При этом многие льготы и выплаты вводятся в нарушение принципов федерального устройства. Многие федеральные законы декларируют право граждан на различные виды социальных выплат, финансирование которых возлагается на бюджеты субъектов федерации и местного управления. В силу сложного экономического положения большинство этих выплат фактически не производятся и по существу являются нереальными обязательствами.

3.5. Политическая система

Эффективность действий государства сдерживается ассиметричностью воздействия различных общественных групп. Так, сторонники либерально-консервативных взглядов традиционно критикуют расширение роли государства из-за чрезмерного влияния бюрократии, защищающей свои узкогрупповые интересы, тогда как социал-демократы, подчеркивают "слишком" высокий политический вес крупного капитала.

Существующие издержки лоббирования требуют весомой материальной поддержки, при этом в выигрыше оказываются наиболее высоко организованные группы предпринимателей и крупные профсоюзы. Одновременно, высокие издержки организации общенациональных теле- и радиоканалов препятствуют реальному равенству доступа различных политических сил и социальных групп к средствам массовой информации.

Таким образом, наличие издержек распространения информации и трансакционных издержек организации групп политического давления во многом объясняет наличие существующих несовершенств современного демократического процесса. Так, американским социологом Робертом Далем современная представительная система описывается как "полиархия", или власть многих групп, в отличии от демократии, которая является целью или идеалом.

Однако современная, привычная нам модель демократии в будущем может значительно измениться. Ожидаемые изменения связываются с развитием новых средств электронной коммуникации и повышением среднего уровня образования.

Согласно анализу М.Олсона типичный рациональный индивид, входящий в большую социально-экономическую группу не будет добровольно жертвовать ради достижения ее политических целей, не имея каких-либо особых стимулов. Во-первых, он знает, что его усилия не окажут заметного воздействия, а во-вторых, он разделит выгоду, достигнутую за счет других (эффект безбилетника). Исключение составляют участие в голосовании и подписание петиций, т.е. случаев, когда издержки оказываются ниже некого критического порога. По-видимому, принципиальное снижение издержек, связанное с развитием электронных коммуникаций, позволяет перейти этот барьер и создаст предпосылки расширенного участия "рядовых" избирателей в политической жизни.

Благодаря снижению издержек на получение и передачу информации группа людей, имеющих возможность принимать участие выработке и принятии политически значимых решений значительно увеличивается - потенциально до уровня всего политически активного населения. В результате создаются предпосылки постепенного уменьшения остро ощущаемого неравенства политических возможной граждан формально демократических государств, предопределяемое неравенством в распределении собственности и доходах.

Важным сопутствующим фактором является стремительное увеличение среднего уровня образования избирателей в большинстве стран мира, наблюдаемое на протяжении всего ХХ века. За жизнь одного поколения доля населения получающего высшее образования выросла на порядок, достигнув в наиболее развитых государствах нескольких десятков процентов выпускников школ. Для ряда государств в долгосрочной перспективе актуальным станет вопрос перехода ко всеобщему высшему образованию, к которому приближается, например, Япония.

Если наличие всеобщего обязательного среднего образования стало предпосылкой работоспособности выборной системы, основанной на всеобщем избирательном праве, то расширение группы лиц, имеющих высшее образование позволяет говорить о возможном увеличении числа вопросов, принимаемых на уровне прямого голосования. Появляются предпосылки расширения числа вопросов, принимаемых путем референдумов (особенно на региональном и муниципальном уровне) с минимизацией популистских эффектов так называемой "плебисцитной демократии".

Существующая модель демократии как показывают события новейшей истории, в том числе и современной России, действительно крайне несовершенна. Остро ощущаемая невозможность для рядовых избирателей оказывать влияние на курс проводимой государством, федеральными и местными властями политики, вызывает высокий уровень напряженности в обществе. В тоже время уже современный уровень развития коммуникаций Интернета позволяет рассчитывать на перспективность ведения разработки соответствующих программных продуктов - "электронных интерфейсов" демократии участия.

Заключение

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны пове-дения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мне-нием, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены . общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Исходя из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов. Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.

Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

 

Социальные институты и организации

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:

экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;

политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций: добровольные, принудительные или тоталитарные и утилитарные.

В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с государственными, правительственными структурами, они образуются для преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.

Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т.д. Названные организации – это тюрьмы, армия, монастыри и проч.

В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.

В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций, как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.

По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности выделяют традиционные и рациональные организации.

 

 

Вопросы:

1) Понятие института

2) Типология и функции института

3) Институт семьи – базовый институт общества.

     Позиция Тембрука – Между идеями социального общества и культурой нет четко разделяющей границы. Сфера их бесшовного соединения , где идея активно поддерживаемая действием превращается в реальность и будет институтом. Например религия как институт, начинает выступать тогда, когда идеи Библии или Корана активно поддерживаются обрядами.

Т.е. Институт - любая упорядоченная форма действий.

Например драка: когда в ней участвуют 2-е, то это не институт. А когда появляется третий, который может рассудить и выявить кто прав а кто виноват, это уже судебный институт.

Также в институте обязательно присутствует какая-то цель. Т.е. например школа это институт образования и в ней цель научить подрастающее поколение.

Социальный институт – обеспечивает упорядоченность и предсказуемость социальной жизни группы, регулирует их поведение, обеспечивает их сосуществование.

А за счет чего?

За счет определенных норм, правил, процедур.

Например получение образования. Здесь есть процедура: лектор читает лекцию, студент ее учит.

При этом происходит типизация поведения человека, так что это еще набор типичных ролей.

Роль социальных институтов.

Этой проблемой занимался польский социолог ЯН Щепански.

И он отметил 4-е роли.

1) Они дают возможность удовлетворять свои многообразные потребности.

2) Они регулируют действия индивидов, рамках социальных отношений ( те заставляют выполнять желаемые действия и купируют не желаемые)

3) Обеспечивают непрерывность общественной жизни. Например школа: она каждый год выпускает кого-то и каждый год кого-то набирает.

4) Объединяют людей. Выполняют функции интеграции и солидарности.

Социальные институты густо обрастают организациями и учреждениями, организация это высшая форма института. Но институты самовозникают, а организации создаются сознательно, чтобы завершить институизацию. В социальных институтах присутствует и момент формализма. Т.Е. если в клубе у собаки родились белые щенки боксера, то клуб приказал утопить их, а допустим рыжих оставить, и хозяин именно так и поступает. Он вынужден так сделать, потому что клуб приказал.

Формирование института – это переход от непредсказуемого поведения на типическое поведение. Институт утверждается когда появляется необходимость упорядоченности в чем-либо. У людей формируется цель при стремлении к которой действия упорядочиваются. Она реализуется в виде формирования определенных обрядов и ритуалов.

Стадии возникновения института.

Типология институтов.

Общество состоит из массы разных институтов. И при этом в разных институтах складываются разные обычаи. Например в разных религиях браки заключаются по-разному.

Институты родства, это семьи.

С семьи начинается общество, это база общества.

В современном обществе происходит институализация связи людей общества, т.е. появляется отдельный слой, институт информации.

Действия, влияния, назначение и роль института в обществе.

Р.Мертен дал классификацию функций. Он говорил: мы должны выделить явные (видимые) и скрытые (латентные) функции институтов.

Например школа: Явная функция научить детей, а скрытая это завязать дружбу между учащимися.

Но неявная функция может быть и не очень благоприятной. Например: Есть религии, и возникает война на религиозной почве. Это явление Мертен назвал Дисфункцией института.

Семья- это малая социальная группа, связанная отношениями брака или родства, или усыновлением. Все институты общества исходят из семьи.

Виды семьи:

Полигамная семья с многоженством или многомужеством.

Моногамная семья, муж и жена, дети и родители.

 

Социальные институты в социальной структуре
общества. Институт семьи.

1. Понятие института и институционализация

Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.

Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением.

Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.

Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

  • · возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.
  • · появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил.
  • · принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.
  • · создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.

Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общественных ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.

2. Признаки социальных институтов.

Семья

Образование

Государство

Экономика

Религия

I. Кодекс устный и письменный.

Нормы:

некоторые семейные запреты и допущения

учебное расписание, Госстандарт, правила учащихся

конституция

 

 

Статусы:

жена, ребёнок, теща

Студент, преподаватель, декан

президент, политический лидер

 

 

II.Социальные установки и образцы поведения (роли) - общая
ориентация человека на какой-либо социальный объект.

привязанность, лояльность, ответственность, уважение, любовь...

любовь к знаниям, карьерная ориентация

 

получение прибыли, расчетливость, бережливость

 

III. Идеология - система идей санкционирующих нормы.

дом, индивидуализм, романтическая любовь

идеология академической свободы, равенство при обучении

 

право на труд, свободная торговля.

 

IV. Символы - знаки, комплексы знаков, создание образа института.

брачные ритуалы

эмблемы, атрибуты факультетов, студенческие песни,

флаг

фабричная марка

 

V. Материальные условия.

дом, мебель

аудитории, библиотеки, оборудование.

 

производственные отношения и оборудование

 

3. Функции социальных институтов.

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она связана со стандартизацией поведения в определенных сферах, со стандартизацией социальных связей (задать правила игры).

семья:

  • · репродуктивная функция
  • · функция передачи статуса (сословных имуществ)
  • · функция эмоционального удовлетворения

Регулятивная функция - обеспечивает предсказуемое поведение.
семья: -
сексуальное регулирование

Интегративная функция. Связана с консолидацией усилий (сплочением).
семья: -
защитная и экономическая функция (совместное ведение хозяйства).

Транслирующая функция. Связана с передачей социального опыта. Коммуникативная функция. Связана с распространением информации внутри института и между институтами.
семья: - функция социализации (передача опыта из поколения в поколение)

4. Типы семейных структур.

Форма семьи

  • · нуклеарная - состоящая из взрослых родителей и зависящих от них детей.
  • · расширенная = нулеарная + родственники.

Форма брака

  • · моногамия
  • · виды полигамии

Выбор предположительного партнера

  • · экзогамия (правила регулирования браков вне определенных групп)
  • · эндогамия (правила, регулирующие браки внутри определенных групп)

Правила ведения родословной и наследования имущества

  • · мужская, женская линия или что-то другое.

5. Трансформации социальных институтов. Альтернативные семейные структуры и идеологии.

Потребности, удовлетворяемые в совместной деятельности, сохраняются, но способы их удовлетворения изменчивы. Трансформации социальных институтов можно наблюдать на примере изменения содержания функций семьи. Функции социализации в современном обществе выполняются не только семьей, функция экономическая часто сводится к минимуму бытового обслуживания. На передний план выходит удовлетворение эмоциональных потребностей. Трансформацию соц. институтов можно наблюдать на примере новых форм семьи (например, материнские семьи, как сознательно выбранное женщиной материнство вне брака; двоеженство, как сознательное действие создания второй семьи, где рождаются желанные дети), а также трансформацию института семьи можно наблюдать на изменении статусов и ролей. Изменение семьи отражается в изменении идеологии. Например, феминистская идеология рассматривает семью, как форму эксплуатации женщины и борется против нее.

Прогрессистская идеология утверждает, что семья-институт будет сменена семьей-товариществом, т.е. единственной основой семьи должны быть любовь и симпатия.

3. Предмет, метод и функции социологии культуры

 

Генезис и актуальное содержание предмета социологии культуры. Место творчества в предмете социологии культуры (цели творчества, содержание социального заказа, объективные и субъективные факторы влияния на творческий процесс, художественный рынок). Морфология культуры в предмете социологии культуры (социально-культурные институты, социально-демографические характеристики аудитории, деятельность учреждений культуры, досуг, общественная жизнь и общественное мнение). Общенаучные методы социологии культуры и их взаимодействие с методами культурной антропологии, синергетики, герменевтики. Конкретные методы (механизмы) социологических исследований (опрос, интервью, контент-анализ, эксперимент, наблюдение). Социопсихологические и искусствоведческие аспекты социокультурных исследований.

Социология культуры — наука, рассматривающая строение и функцио­нирование культуры в связи с социальными структурами и институтами при­менительно к конкретно-историческим ситуациям. Как наука она занимается: исследованием социальных закономерностей развития культуры; формами их

проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, а также образцов поведения, регулирующих отношения людей в обществе, между обществом и природой.

Таким образом, социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни под своим специфическим углом зрения. Культурное содержание есть в любой целенаправленной соци­альной деятельности: труде, быту, политике, образовании и т.д.

Объект социологии

В социологии культура рассматривается прежде всего в социальном ас­пекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социального взаимодейст­вия. В этом смысле исследование культуры означает изучение сложного и мно­гомерного общественного процесса осмысления членами общества своей со­циокультурной среды, происходящего в определенных условиях социального расслоения и территориального распределения.

Культурные объекты обладают системным качеством, т.е. они имеют внутреннюю целостность. Они могут вступать во взаимосвязь друг с другом и находиться в определенных отношениях с другими аспектами человеческой жизнедеятельности. Например, системные компоненты художественного про­изведения имеют цель — донести смысл до читателя. По композиции, акцен­там, принципам организации данного произведения можно судить о его куль­турной определенности (принадлежность к художественному направлению, к эстетическому течению и т.д.), о внекультурной направленности (например,1 о темпераменте, особенностях восприятия мира художником).

Компоненты культуры обладают относительной независимостью сущест­вования. Например, художественное произведение и научная теория отражают отношение человека к окружающему миру, но могут отдавать ему различные оценки.

Культурная жизнь людей, с одной стороны, детерминируется природны­ми и искусственными условиями их существования, с другой, она сама оказы­вает влияние на их изменение. Например, люди адаптируются к природным ус­ловиям, но и сами изменяют их.

Предмет социологии и культуры российскими социологами пока уточня­ется. Многие из них считают, что одним из важных аспектов объекта и предме­та социологии культуры должно быть рассмотрение современного социокуль­турного процесса в направлении сущностного изменения роли культуры в жиз­ни российского общества.

В этом случае можно выделить следующие основные задачи исследова­ния социологии культуры:

- определить репрезентативные идеи культуры;

- установить их производителя;

- выяснить каналы и средства их распространения;

- оценить влияние этих идей на формирование и распад социальных общ­
ностей, институтов, социальных процессов.

Основным направлением исследования по субъекту (носителю культуры) выделяется: общество; наука; социальная общность (демократическая, террито­риальная и др.); класс; социальная группа; личность.

Предметом спецкурса «Социология культуры» могут быть объективные и субъективные факторы материальной-, социальной, духовной культур и взаи­мосвязи между ними.

В настоящее время в мировой социологии культура выступает как соби­рательное понятие (т.е. социология всех основных ее структурных элементов): социология различных видов творческой деятельности; проблемы межкультур­ного взаимодействия общностей (диалога и конфликта); воздействие культуры на социально-исторический процесс; на основные социальные институты (се­мью, экономику, политику и др.) и их деятельность.

Предметом исследования является комплекс общих закономерностей ди­намики культуры, специфических групповых и региональных регулярностей ее движения при различных состояниях общества, разнообразие форм социокуль-

6

турной жизни, а также анализ характерных для каждого из таких состояний способов, результатов и последствий деятельности представителей различных социальных групп, направленной на поддержание или преобразование общест­венной жизни.

Таким образом, социология культуры, базируясь на теоретических прин­ципах исследования функций, структур, динамики социального взаимодейст­вия, сосредотачивается на анализе строго определенных сторон общественной жизни и охватывает комплекс более или менее точно фиксируемых проблем, предполагающих конкретизацию общих социологических методов примени­тельно к культуре как предмету изучения. Например, социологический анализ процессов образования предполагает: выделение институциональных образова­тельных структур (дошкольные, общеобразовательные, специальные, высшие учебные заведения); фиксирование нормативных функций, закрепленных за ними; определение типичных форм социального взаимодействия, характерных для этих заведений; изучение навыков, ими транслируемых; выделение расхо­ждений между запросами и реальным массовым уровнем образования, анализ возможных способов преодоления этих расхождений; разработка соответст­вующих социокультурных технологий, и оценка последствий их применения и др. Социологический анализ содержания общественной жизни требует знания границ понятия «культура».

Границы социологического анализа культуры: культурно-природное (на­пример, в использовании энергии солнца), культурно-социальное (различия за­даны неодинаковостью предметных областей), культурно-индивидуальное. Со­циальная реальность в науке: формы человеческих отношений (конфликт, ассо­циации, диссоциации, мобильность); структуры взаимодействия и взаимосвязей людей в их совместной жизнедеятельности (социальные институты, вертикаль­ные и горизонтальные связи, направления мобильности).

Культурная реальность определяется через содержательные аспекты об­щественной жизни. Во-первых, каким содержанием наполняются социальные формы (например, конфликт выражается в ссоре, предупреждающих действиях,

7

войне). Во-вторых, каково функциональное содержание институциональных структур (речевых и нормативных предписаний, ценностных приоритетов). Все эти и подобные вопросы составляют предмет социологии культуры.

Таким образом, граница между социальным и культурным теоретически проходит там, где становятся заметными различия между людьми в отношении конкретных действий, оценок, символизацией этих связей в процессе их реали­зации. Так, социальное расслоение определяется по степени общественного влияния различных групп людей в пределах рассматриваемого сообщества. В основу культурного расслоения закладывается степень понимания и владения сложными искусственными объектами (научными представлениями, художест­венными образами, производственными и социальными технологиями),

Различие между культурным и индивидуальным, прежде всего, - это раз­личие между понятиями «индивид» и «личность». Индивид — конкретный че­ловек как представитель вида живого рода в природе. Личность — принадлеж­ность человека к социокультурному миру. Это социализированный индивид, обладающий определенными, специально освоенными неврожденными зна­ниями и навыками, умением их применять, т.е. культурой. Затем это разграни­чение между индивидуальными задатками, потенциями и полем их реализации. Здесь культура означает то окружение, которое существует до рождения инди­вида, из которого он черпает свои знания и навыки, и в пределах которого он их реализует.

Наконец, различие между культурным и индивидуальным выступает как качественное различие между непосредственными ощущениями и пережива-ниями индивида и их выражениием в понятных для других людей формах.Т.е.

индивидуальные особенности могут быть внекультурными (биологическими, психическими и др.). Однако любой коллективный стереотип действий, пове­дения, суждений относится исключительно к миру культуры.

В целом, предметом социологического анализа являются: мир искусст­венных предметов (от предметов личного пользования до организации освоен­ных территорий), технологии, характер специальных взаимодействий и их ре-

8

гуляция, социальные предпочтения и их оценки. Таким образом, социологиче­ский анализ культуру рассматривает и как целостность, и как особую качест­венную определенность совместной жизнедеятельности людей, которая обла­дает своей спецификой в каждом обществе и в каждый исторический период.

Таким образом, социология культуры — это наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям, взаимоот­ношения общества и культуры в целом.

Целью спецкурса является анализ механизма взаимосвязи культуры и общества. Важно показать содержание современного социокультурного про­цесса в России: происходит кризис или формируется новая модификация куль­туры; выделить особенности формирующегося нового образа жизни различных социальных групп, российского общества в целом на современном этапе.

Основные функции социологии культуры:

1. Научно-познавательная. Обеспечивает достоверное знание о социаль­
ных факторах и механизмах, способствующих порождению или изменению
культурных процессов, о специфике закономерностей культурной динамики в
современных условиях.

2. Образовательная функция. Направлена на распространение соответст­
вующих знаний среди членов общества с целью помочь им ориентироваться в
сложных современных социокультурных условиях, раскрыть и обосновать се­
годняшнее представление о них.

         3. Практическая функция. Цель: выработка научных исследований целе­направленных культурных изменений и культурной политики.

 

4. Основные направления и приёмы в ПР деятельности

Семь граней Public Relations

Так или иначе, public relations охватывают практически все направления маркетинговых коммуникаций и могут выполнять множество функций. Существует 7 основных направлений деятельности по связям с общественностью:

  1. Отношения со СМИ, или паблисити. Сотрудники службы PR устанавливают личные взаимоотношения со средствами информации, освещающими ситуацию в какой-либо отрасли или компании, и предоставляют информацию в виде сюжетных идей, пресс-релизов и других адресованных публике материалов.
  2. Корпоративные отношения. Затрагивают вопросы общей репутации компании, ее имиджа в глазах различных заинтересованных сторон и ее реакции на проблемы, которые могут повлиять на успехи компании. Сюда же относятся и корпоративная реклама, и консультации по имиджу для руководителей компании.
  3. Управление в кризисных ситуациях или кризис-менеджмент. Процесс управления коммуникациями в случае кризиса или катастроф - стихийных бедствий, неудач в менеджменте и пр.
  4. Отношения с персоналом. Это внутренние коммуникации компании со своими сотрудниками. В их основе лежат программы мотивации сотрудников к выполнению своей работы наилучшим образом.
  5. Отношения в финансовой сфере. Работа с финансовым сообществом, включающая взаимодействие с государственными финансовыми органами, а также отношения с инвесторами, фондовыми брокерами и финансовой прессой.
  6. Отношения с властными структурами и местным населением. Построение взаимоотношений с государством и правительством и тесное сотрудничество с федеральными, региональными, окружными и местными органами власти. В эту сферу входит и лоббирование. Отношения с местным населением предполагают поддержание позитивных связей с местным сообществом. Это различные мероприятия на местном уровне, спонсорство, решение экологических проблем.
  7. Товарная пропаганда. Это специальные программы public relations, направленные на достижение положительной известности продвигаемых фирмой товаров. Товарная пропаганда крайне важна при выводе на рынок нового товара, о чем свидетельствует рассмотренный выше пример с Gillette. Специалисты по товарной пропаганде плотно сотрудничают с отделом маркетинга в вопросах разработки дизайна продукта и его стратегического позиционирования на рынке, а также тесно взаимодействуют с рекламной командой и другими специалистами по маркетинговым коммуникациям, например, из отделов прямого маркетинга и стимулирования продаж.

Осуществление ПР на практике можно подразделить на три группы:

1. Активные действия по достижению доброжелательности

Сюда входит создание и поддержание доброжелательного отношения общественности к деятельности организации с це­лью обеспечить ее нормальное функционирование и расши­рение деятельности.

2. Сохранение репутации

Столь же важно приглядеться к внутренней жизни органи­зации с тем, чтобы обнаружить и отказаться от традиций и обычаев, которые, будучи вполне законными, могут тем не менее вступить в противоречие с общественным мнением или повредить взаимопониманию.

3. Внутренние отношения

Использование приемов ПР для создания у сотрудников ор­ганизации чувства ответственности и заинтересованности в делах администрации.

Помимо этих трех основных способов осуществления ПР на практике существует множество дополнительных путей и методов, что делает весьма сложным раздельное рассмо­трение этих способов.

 

5. Предмет и структура социальной экологии

В поле зрения социальной экологии попадают не только и не столько естественные процессы взаимодействия живых организмов с природной средой обитания, сколько процессы взаимодействия сложных эко- и социосистем с социальными по своей сущности, т.е. возникшими в результате активной общественной деятельности человека, взаимосвязями общества с искусственно созданными, до человека не существовавшими элементами среды, несущими на себе отпечаток деятельности людей. При этом разрушаются привычные перегородки между циклом естественных наук (о природе), с одной стороны, и социальных наук (об обществе и человеке как его субъекте) с другой, но одновременно конструируются новые, объединяющие предметные связи между этими двумя различными группами наук.
Таким образом, социальная экология изучает структуру, особенности и тенденции функционирования объектов особого рода, объектов так называемой "второй природы", т.е. объектов искусственно созданной человеком предметной среды, взаимодействующей с окружающей природной средой. Именно существование "второй природы" в подавляющем большинстве случаев порождает экологические проблемы, возникающие на стыке экологических и социальных систем. Эти, социоэкологические в своей сущности проблемы и выступают в качестве объекта социоэкологического исследования.
Социальная экология как наука имеет свои специфические задачи и функции. Ее главными задачами являются: исследование отношения между человеческими сообществами и окружающей географически-пространственной, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды. Социальная экология рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа—общество», раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает вопросы управления и рационализации взаимоотношения человека и природы. Задача социальной экологии как науки состоит также в том, чтобы предлагать такие эффективные способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.
Изучая причины деградации среды обитания человека и меры по её защите и совершенствованию, социальная экология должна способствовать расширению сферы свободы человека за счёт создания более гуманных отношений как к природе, так и к другим людям.

 

6. Понятие индекса. Способы построения индексов в социологии

Индекс - это численный показатель, образованный путем комбинации индикаторов. Индекс может быть образован путем рассчета средней арифметической разности, суммы, и т.п. Также может быть образован путем перекрестной группировки двух и более признаков, например методом логического квадрата, когда новая переменная конструируется на основе двух переменных по определенном принципу. Также может формироваться новая переменная на основе нескольких переменных (процедура тестирования, формирование шкал установок).

7. Структура программы прикладного социологического исследования

 

Социологическое исследование включает в себя 4 основные стадии: подготовка, проведение, обработка и анализ.

На стадии подготовка, разрабатывается программа социологического исследования и календарный план проведения работ.

Программа социологического исследования (ее методическая часть) включает: определение проблемы исследования, выбор объекта и предмета исследования, формулировку, цель и задачи, интерпретацию понятий (основные понятия в анкете должны быть интерпретированы, слова должны пониматься), системный анализ объекта и постановку рабочей гипотезы (предположение о результатах исследования). В процедурной части программы предусматривается определение метода исследования и расчет выборочной совокупности.
На стадии проведение, проводиться инструктаж интервьюеров и анкетеров, сбор первичной информации и контроль за проведением исследования.

На стадии обработка проводиться отбраковка данных, составление аналитических таблиц и обсчет полученных данных.

На стадии анализ – анализируются составленные таблицы, и составляется отчет, предоставляемый заказчику.

14. Программа социологического исследования, ее разделы.

Социологическое исследование начинается с разработки его программы, состоящей из двух разделов — методологического и методического.

В методологический раздел программы входят: 

а) формулировка проблемы (социальная проблема - это «социальное противоречие», сознаваемое субъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей); 

б) определение объекта и предмета социологического исследования (Объектом исследования может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию. Предмет исследования — это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению); 

в) определение задач исследователя и формулировка гипотез. 

Социолог, решающий прикладные практические задачи, прежде всего, определяет, какие конкретно цели ставятся перед ним, после чего с помощью научной литературы пытается выяснить: нет ли типового решения этих задач, чтобы не пришлось «изобретать велосипед».

Определение цели исследования позволяет классифицировать задачи. Задачи бывают главными и дополнительными. В качестве главной может выступать как теоретическая, так и прикладная (практическая) задача. Это зависит от заказа на исследование, но главная задача обязательно должна быть центральным вопросом исследования. Дополнительные задачи целесообразнее решать исходя из материала, полученного в процессе поиска ответа на главный вопрос. Для этого необходимо анализировать ту же самую информацию, но под иным углом зрения.

К исследовательской цели социолог идет последовательно, применяя те или иные методы, приемы. Их число предопределяется гипотезами исследования. Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которое надо или подтвердить, или опровергнуть.

Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему обработки собранных данных на ЭВМ.

16.2. Основные требования к разработке программы

В любом серьезном и самостоятельном исследовании все начинается с программы. Это стратегический план проведения исследования. Тщательно разработанная программа - гарантия успеха всего исследования.

  • · В идеальном варианте программа теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы:
  1. методологическая часть, в которой формулируются проблемы, дается указание объекта или предмета исследования, определение цели и задач, интерпретация основных понятий, формулировка гипотез исследования;
  2. организационно-методическая (процедурная) часть предусматривает разработку инструментария, приемов и методов сбора информации, выбор изучаемой совокупности, способы и схемы обработки информации, сроки ее анализа.

Исходным пунктом любого основательного социологического исследования является сложившаяся в обществе, регионе, производственном коллективе, городе или другой сфере общественной жизни проблемная ситуация. Она может проявляться в социальной дезорганизации, противоречии, конфликте интересов социальных групп, общностей, институтов. Причем часто конкретными людьми социальная проблема может и не осознаваться, так как провоцирующие ее противоречия еще не достигли соответствующего уровня. Будучи и осознаваемой, она не обязательно становится предметом социологического исследования. Для этого необходимы заинтересованность, стремление к практическим преобразованиям и финансовые ресурсы. Только в этом случае социологи получают социальный заказ на исследование, разработку социального проекта, практических рекомендаций.
     Социальные проблемы отличаются по своей масштабам. Одни не выходят за рамки коллектива, организации, другие затрагивают интересы целых регионов, наций, этнических групп. Наконец, на высшем уровне социальная проблема может охватывать интересы всего общества в целом и даже носить глобальный характер. Например, проблема устойчивого развития, демографической революции, больших экологических сдвигов.
     На первом этапе формулируются проблемные ситуации, узлы противоречий, которые надо разрешить. Разумеется, сначала идет изучение всех причинно-следственных связей. Следует различать практическую и научную проблему. Отличие заключается в том, что практическая проблема не требует новых знаний, а пути ее разрешения известны. Ставя перед собой проблему, надо соизмерять свои возможности. Кроме того, необходимо избегать в программе мнимых проблем. Например, текучесть кадров. Она достаточно хорошо изучена и описана в литературе. Другое дело, что в каждом коллективе есть своя специфика. Уловить ее можно с помощью небольшого разведывательного исследования.
     Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им могут быть социальный процесс или область социальной жизни, социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие. Иными словами, все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию социального характера. Объект социологического исследования - это то, на что направлен процесс социологического анализа.
     Помимо объекта выделяется также предмет исследования или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые предстоит исследовать.
     Вспомним пирамиду В.Н. Шубкина, который изучал проблемы выбора профессии выпускниками школ. Проблемная ситуация заключается в противоречии между равными правами всех школьников в выборе профессии и сохраняющимся неравенством молодых людей из разных социальных групп и регионов в реализации этих прав. Объект исследования - школьники и их родители; предмет исследования - профессиональные планы школьников и конкретная реализация их на практике.
     В программе обозначаются цель, задачи исследования. Они вытекают из сформулированной проблемной ситуации. Чаще всего цели и задачи исследования формулируются заказчиком. Конечно, цели могут быть основными и частными. Частные задачи вытекают из основных и являются средствами решения главных задач исследования.
     Очень важно различать программные, основные, задачи исследования и те, которые будут возникать в процессе его развертывания. По сути, каждая стадия развертывания программы и анализа полученных данных предваряется постановкой конкретных задач.
     Предусмотреть всю их последовательность невозможно, и в этом нет необходимости.
     Основные задачи исследования отвечают его целевой установке, дополнительные ставятся для подготовки будущих исследований, проверки побочных гипотез и т. п.
     Вся процедура социологического исследования подчиняется, прежде всего, поиску ответа на центральный вопрос, основную задачу исследования. Все остальное при нехватке средств, дефиците времени безжалостно отсекается. Худший вариант программы: основные и дополнительные задачи перемешаны. Так обычно происходит в коллективных исследованиях, которые проводят несколько социологов из разных научных коллективов. У каждого участника свой круг научных интересов, свое понимание проблемной ситуации. В итоге не реализуются полноценно ни главная, ни дополнительные задачи. Многое зависит от внешних обстоятельств: социальной и политический конъюнктуры, финансовых ресурсов, взаимоотношений между участниками исследования. Тем не менее серьезное научное исследование предполагает, что его участники на всех этапах последовательно руководствуются программными целями и задачами. Именно они образуют путеводную нить, уклонение от которой делает работу хаотической и часто неэффективной в том смысле, что полученные результаты могут быть полезными и интересными для отдельных участников, но в целом поставленная задача не решается. Получается своего рода социологический бредень, невод, которым процеживается масса социальной информации в надежде поймать золотую рыбку, выполнить социальный заказ.
     Социологические исследования - это дело профессионалов. Социологический инструментарий в руках неподготовленного человека - все равно что топор в руках хирурга. При этом стоит помнить, что любое обстоятельное исследование требует коллективных усилий и у каждого человека - своя специализация.

  • · Один умеет ставить задачи, готовить программы;
  • · второй - собирать эмпирический материал;
  • · третий - обрабатывать собранный материал;
  • · четвертый - писать отчеты;
  • · пятый - сдавать работу заказчику.

При разработке программы социологического исследования важно выделить ключевые понятия, выражающие узловые моменты, точки изучаемой проблемы. К примеру, изучение текучести кадров обязательно потребует использования такого понятия, как адаптация людей к новому месту работы, жительства. В свою очередь, адаптация может быть социальной, производственной, психологической и т. п.
     Работа начинается с анализа соответствующей литературы по теме исследования, выявления сущности понятий. Затем предполагается проверить измеряемость тех признаков, которые мы выделяем. Например, какими показателями можно измерить процесс адаптации, отношение к учебе, труду, качество жизни и т. п.
     Следующая важнейшая часть работы над программой - выдвижение рабочих гипотез исследования. Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования. Гипотезы - это достаточно обоснованные предположения о структуре изучаемых объектов, характере их социальных связей, возможных подходах к решению социальных проблем.
     Как создаются гипотезы? Первоначально социолог на основе анализа литературы, бесед с экспертами, знакомства с другими исследованиями, своего знания жизни или пилотажного исследования мысленно выдвигает возможные причинно-следственные связи. Гипотезы - это научные предположения, истинность которых и надо проверить в ходе исследования. Гипотеза должна быть научной, непротиворечивой и проверяемой в ходе исследования. Отрицательный результат в науке - тоже результат.
     Выделяют гипотезы основные и неосновные. Главное внимание при выдвижении гипотез уделяется основным предположениям, относящимся к центральному вопросу, задаче исследования.
     Гипотезы делят на первичные и вторичные. Вторичные гипотезы выдвигаются взамен первичных, если те опровергаются эмпирическими данными, полученными в ходе исследования. Иногда первичные гипотезы называют "рабочими" в том смысле, что они используются как строительные леса для возведения более обоснованных гипотез. Хорошее исследование обычно опирается на целую серию альтернативных гипотез, и проверка позволяет получить более высокие основания для принятия тех предположений, которые остаются после отбрасывания альтернатив.
     Гипотезы бывают описательные и объяснительные. Описательные гипотезы - это предположение о свойствах изучаемого объекта, о характере связей между его отдельными элементами. Объяснительные гипотезы содержат предположения о степени тесноты, плотности связей и зависимостей в изучаемых процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки.

  • · Есть некоторые общие правила, которым должна удовлетворять гипотеза:
  1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.
  2. Гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным фактам. К примеру, есть достаточно оснований выдвинуть такую гипотезу: "Чем разнообразней труд, тем больше удовлетворенность работника". Однако при определенном психофизиологическом типе личности именно однообразная и монотонная работа доставляет удовлетворение, а разнообразная - нет.
  3. Гипотеза должна быть простой и не обрастать лесом возможных допущений и ограничений.
  4. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследователя.

Перечисленные выше требования делают гипотезу хорошей при условии, что ее содержание не тривиально и не сводится к суждениям здравого смысла.
     Вся организация социологического исследования состоит из непрерывной постановки и проверки разнообразных предположений: центральной гипотезы всего исследования, следствий из нее, вторичных гипотез, выдвигаемых в случае обнаружения ошибочных суждений, постановки частных задач методического характера.
     Описательные гипотезы - относительно простые, дают картину объекта исследования, например: студенты сельскохозяйственной академии в основном выходцы из села, но сколько их? Объяснительные гипотезы, например: девушки более прилежно относятся к учебе, хотя меньше озабочены профессиональной карьерой, их отношение к учебе зависит от курса.
     Прогнозные гипотезы дают представление о возможных тенденциях, например: переход к рынку и судьба высшей школы, некоторых специальностей, отношение к учебе.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

16.3. Требования к программе исследования

Первое и главное требование - программа исследования должна быть. Без программы исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, расход средств и времени часто не оправдывает полученных результатов. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не "покрываются" эмпирическими данными, при отсутствии гипотез не ясно, как обрабатывать социологическую информацию. Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал собран не полностью, выборка не удовлетворяет задачам работы, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале. Наконец, приходят к выводу, что все надо было делать по-другому.
     Второе требование - эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы - продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных правил и посылок процедуры. Кроме того, программа является единым для всего научного коллектива документом, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку. При отсутствии ясной и четкой программы участники исследования не могут найти общего языка, тратят время на увязывание и уточнение вопросов.
     Третье требование - логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться сформулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом. Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации. Короче говоря, все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях.
     Четвертое требование - гибкость программы. Отдельные положения ее могут уточняться по мере обнаружения ошибок. Нередко программа разрабатывается в два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, примерной формулировкой гипотез, затем проводится небольшое пилотажное исследование, после чего разрабатывается окончательная программа.
     Сама программа является серьезной частью научной работы и может быть опубликована как самостоятельная научная работа. Публикация программы подобна передаче лицензии на производство научного знания.
     Рабочий план исследования - органическая часть программы. В нем поэтапно намечаются сроки проведения работы, если нужно фиксируются исполнители, составляется смета расходов, обосновывается численность сотрудников. Здесь определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов исследования. При организации прикладного исследования важно четко уяснить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что с точки зрения социологов может быть реализовано точно, что предположительно или вовсе не удастся. Если цель, задачи и возможные результаты не будут согласованы с заказчиком, то могут быть проблемы при подведении итогов.
     На программу опытные социологи тратят до половины времени. Поэтому когда у меня просят дать образец анкеты по новому исследованию, то я отвечаю: "Может, сразу дать ключ от сейфа?".

  • · Примерное распределение времени на организацию социологического исследования:
  1. Разработка программы - 30-40%.
  2. Сбор информации - 10-15%.
  3. Подготовка данных к машинной обработке - 10-15%.
  4. Обработка данных - 5-10%.
  5. Анализ материалов, написание отчета - 30-40%.

Конечно, такая структура не является обязательной. Все зависит от глубины и масштабов исследования.

 

 

8. Социология концепция Э.Дюркгейма

Классиком «социологической школы», завоевавшим прочные позиции во французском обществоведении, является Эмиль Дюркгейм (1858—1917).

К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, он относил наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой, и соответствующего метода исследования. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых есть общество. Эти факты и составляют предмет социологии.

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое ими на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

В концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Ее задача — не только исследование социальных фактов. Социология вооружает все другие общественные науки методом и теорией.

При разделении труда в современном обществе Дюркгейм Подчеркивал и выделял аспект солидарности. Разделение труда, согласно Дюркгейму, — это тот механизм, который в современном обществе, утратившем в значительной степени цементирующую силу общего, коллективного религиозного сознания, создает желаемую общественную связь, групповую солидарность, компенсирующую все недостатки, связанные с узкой специализацией. Понятие солидарности становится осью, вокруг которой строится весь анализ разделения труда, определение его функций.

Солидарность рассматривалась Дюркгеймом как высший моральный принцип, высшая ценность, которая является универсальной, признаваемой всеми членами общества. Поскольку потребность в общественном порядке, гармонии, солидарности «всеми считается за моральную», постольку морально и само разделение труда.

Личность и общество, считал Дюркгейм, находятся в отношениях взаимозависимости, каждая сторона заинтересована в развитии и процветании другой.

Он выступил в роли обличителя неизбежного морального зла, вытекающего из специализации и дифференциации производства.

По мнению Дюркгейма, превращение человека в придаток машины невозможно смягчить или сгладить предоставлением рабочим общего образования, развитием у них интереса к искусству, i литературе, потому что приобщение к культуре делает еще более нетерпимыми узкие границы специализации.

Как же устранить противоречие между разделением труда, увеличивающейся специализацией функций работающего и потребностями развития его личности? Разделение труда, согласно Дюркгейму, само по себе не влечет отрицательных последствий. Они возникают только при исключительных и ненормальных условиях. Важным условием солидарной, согласованной деятельности работающих является соответствие выполняемых ими функций их способностям и наклонностям.

Дюркгейм вместе с тем настаивал на том, что дифференциации общества покоится не на социальных привилегиях, а на тех преимуществах, которые обусловливаются индивидуальными способностями каждого.

Таким образом, равенство, справедливость и свобода в представлении Дюркгейма — основы общественного устройства высшего типа организации, к которому приблизилось современное промышленное общество. Он выступил в роли обличителя неизбежного морального зла, вытекающего из специализации и дифференциации производства.

 

Э. Дюркгейм. Социальные факты как основа изучения социологии, концепция солидарности, понятие аномий.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционостской линии в социологии, основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии:

-- "О разделении общественного труда";

-- "Правила социологического метода",

-- "Самоубийство";

-- "Элементарные формы религиозной жизни".

Особенно велика его заслуга в углубленной разработке проблем предмета и особенно метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, сущности и путей достижения соц. порядка, социологии религии и др.

Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом – социологизм, т.к. предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Д., социология и только социология. В этом и состоит своеобразие предмета и метода социологии.

Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социолог. метода. Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц. факты нужно рассматривать как вещи, где вещь - всякий объект познания. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложивишийся совокупоностью соц. фактов. При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями.

Общество, соц.реальность рассматриваются Д., с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.

Соц. факты Д. подразделял на:

-- морфологические (плотность населения);

-- образующие материальный субстрат общественной жизни,

-- духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.

Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы.

Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на индивида:

-- эгоистическое,

-- альтруистическое и

-- аномическое.

Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу – объекту всех религиозных культов. Д. удалось одним из первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное и прикладное в социолог. исследовании, в чем его большая заслуга перед социолог. наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию социолог. исследования, но и его конкретные методы, правила. Велик его вклад и в разработку спец. отраслей социологии: социологий права, морали, религии, отклоняющегося поведения. Все это делает Д. классиком социологии рубежа прошлого и нынешнего столетий.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – французский социолог, один из основателей современной социологии. Редактор первого социологического журнала, основатель первого факультета социологии. Автор 200 работ по социологии. Самые известные работы: «О разделении общественного труда», «Самоубийство», «Метод социологии». Дюркгейм утверждал принцип эмпирической (на основе опыта) обоснованности социологической теории. Его подход именуется «социологическим реализмом» или «социологизмом», в рамках которого социальное явление или общество определяется как своеобразная реальность, которая отличается от простой суммы индивидов. Закономерности присущие обществу, таким образом, не могут быть выведены из закономерностей индивидуального сознания, психологии. Социальные факты нельзя вывести из закономерностей индивидуального сознания. Социальные явления можно объяснить только с помощью другого социального явления. Социология изучает социальные факты, которые следует исследовать как вещи, Они существуют объективно и не зависят от индивидов. Общество принудительно влияет на индивида и морально выше индивида. Социальные факты бывают материальные и духовные, последние составляют коллективное сознание. Важной проблемой является достижение солидарности в обществе, которая бывает механической (т. е. принудительной, свойственной для архаичных и тоталитарных обществ) и органической (т. е. свободной, присущей для современных демократических обществ). Рост численности людей и различия между ними стимулирует прогресс, дает толчок разделению труда. Это вызывает конфликты , в которых слабые либо гибнут либо трансформируются. Разделение труда может стать основой солидарности. Дюркгейм анализирует социальные причины самоубийства, например, аномией, т. е. отсутствием и слабостью норм в обществе. Другими причинами социального характера есть альтруизм, эгоизм, фатализм, т. е. чрезмерная привязанность или изолированность от ближайшего социального окружения. Теория Дюркгейма дала толчок для основания структурного функционализма. исследованию социальных источников религии, социальных основ воспитания и этики.

9. Основные парадигмы современной социологии

 

Под парадигмой понимается признанный и принятый научным сообществом способ решения определенного круга научный задач. Можно выделить три основные парадигмы современной социологии:

структурно-функциональную, которая рассматривает общество как относительно стабильную систему взаимосвязанных частей, основанную на широко распространенном согласии относительно того, что является желательным с точки зрения морали, где каждая часть общества имеет функциональные следствия в отношении общества в целом;

 

Структурный функционализм – это такое направление в социологии, которое рассматривает общество, социум, их явления и процессы как социальные системы, имеющие свою структуру и механизм взаимодействия соответствующих структурных элементов, каждый из которых выполняет своеобразную роль, функцию в данной системе. Один из центральных постулатов структурного функционализма гласит: «Функцией отдельного социального феномена является его вклад в совокупную социальную жизнь, которая представляет собой функционирование социальной системы в целом». Другим выражением сути функционализма может служить положение о том, что как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.

 

 

конфликтно-радикальную, которая исходит из того, что общество - это система, которая характеризуется социальным неравенством, когда одни категории людей получают большую выгоду от устройства общества, чем другие, в основе этого неравенства лежит конфликт, который способствует общественным изменениям;

 

символический интеракционизм - в отличие от первых двух парадигм общество представляется как постоянный процесс социального взаимодействия в специфических условиях, в основе которого лежат коммуникации посредством символов, при этом индивидуальные восприятия социальной реальности неповторимы и изменчивы.

 

10. Социальная общность. Классификация социальных общностей.

 

Социальная общность - это исторически сложившаяся, относительно устойчивая совокупность людей, объединяемая социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков, прридающей ей непо­вторимое своеобразие.

Критерии выделения общности: сходство условий жизнедеятельности людей: общность потребностей и интересов: наличие взаимодействия. со­вместной деятельности: система внутренних норм. культуры; наличие системы управления и самоуправления: социальная идентификация членов общности. Особенности социальных общиостей. Они не создаются созна­тельно людьми, а складываются исключительно под воздействием объек­тивного хода общественного развития, совместного характера человече­ской жизнедеятельности, Типы социальных общностей. В современных условиях выделяют: I -номинальные (выделенные исследователем) и реальные. Реальные общно­сти подразделяются на фиксированные в социальной структуре (статус­ные, функциональные и др.) н нефиксированные (толпа, аудитория и др.). П — социально-структурные общности - классы, этнические общности, профессиональные, демографические, территориальные. III - по продол­жительности существования - от длящихся «мгновения» (аудитория) до живущих на протяжении многих столетии (народности, нации, классы). IV' - по плотности связей - от разной степени сплоченных коллективов и ор­ганизаций до весьма расплывчатых, аморфных образований. V- по приро­де базовых признаков социальные общности разделяются на социально-экономические. религиозные, с сменно-хозяйственные и др.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разде­лить на два широких подкласса: 1 - общности массовые и 2 - общности групповые (социальные группы). Для массовых общностей характерны статистический характер и стохастическая (вероятностная) природа, ситуа­тивный способ существования и выраженная гетерогенность (разнород­ность). аморфное положение в составе более широких социальных образо­ваний. Групповая общность характеризуется органическим характером, определенностью и устойчивостью границ, способностью осуществлять многообразные виды деятельности, выраженной гомогенностью (однород­ностью) и вхождением в более широкие общности в качестве их структур­ного образования.

Общности разных видов и типов - это формы совместной жизнедея­тельности людей, формы человеческого общежития.

 

К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые характеризуются следующими признаками: статистический характер, вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность, аморфность (н-р, демографические, расовые, половые, этнические и др. общности).

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:

– экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;

– политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

– институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

– институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

– институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

Социальная организация — это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур.

Существует несколько типов классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций: добровольные, принудительные или тоталитарные и утилитарные.

В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с государственными, правительственными структурами, они образуются для преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.

Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т. д. Названные организации – это тюрьмы, армия, монастыри и проч.

В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.

В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций, как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.

 

Сколько до сессии?
Декабря 2016 Января 2017
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Поиск
Программы в помощь