Get Adobe Flash player
Главная КСЕ Соотношение понятий культура и природа

Соотношение понятий культура и природа

Соотношение понятий культура и природа

Скачать

Содержание:

1. Введение

2. Соотношение понятий  культура и природа

3. Список литературы

 

Введение

Культура  - цемент здания общественной жизни. Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, и возник термин agriculture  или искусство земледелия.

Культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Главная функция культуры – сохранять и воспроизводить духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как её институты. Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Она организует человеческую жизнь, и в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Развитие культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой. Причем анализ этого взаимодействия учитывает различное понимание природы, которую можно представить в виде стихийной системы и в виде естественной предпосылки общественного производства, образующей канву человеческой истории. Человеческая сущность предметов природы, явлений и процессов проявляется в том, что они во взаимодействии с человеком обретают человеческие, культурные определения. Тем самым человек творит мир человеческой культуры.

С развитием культуры расширяется сфера человеческой свободы. Человек достигает ее в процессе преобразования природы в соответствии со своими целями, но подчиняясь ее законам.

 

Соотношение понятий  культура и природа.

Традиционные определения культуры коренятся в ее сопоставлениях с природой. Природа обычно рассматривалась как общий фон, позволяющий выявлять особенности культуры. Она в этом сопоставлении фиксировалась как что-то интуитивно понятное, неопределяемое. Действующие в природе силы рисуются лишенными меры, неуравновешенными, то и дело вступающими в конфликты. Человеку с его деятельностью необходимо укрепить свои позиции в этом мире неупорядоченных стихий. Придавая им согласованность и меру, формируя в растениях, животных и вещах полезные для себя свойства, вырабатывая все более изощренный инструментарий своей деятельности, сохраняя и передавая соответствующие способности и знания, человек создает культуру, особый мир вещей, инструментов, живых и действующих сил, наделенных связью, последовательностями и соответствиями.

Такое разделение мира на культурный и дикий, неупорядоченный переносится позже и на понимание человеческого сообщества. Наряду с культурными народами, живущими по закону, выделяются дикие народы, варвары, существующие как будто по природе, стихийно, без норм и законов. Природа более не трактуется как дикий и хаотический мир. В ней видят и простую меру, которой следует подражать,  и плотность, осязаемость форм, соразмерную с обычным человеческим опытом. Природа как будто становится внешним масштабом для характеристики и оценка культуры. Вместе с тем она становится и внутренним ориентиром культуры, регулятивной идеей построения морали, права, экспериментальной науки, знания об обществе и человеке. Образ природы расслаивался, раздваивался: на тот, что был высвечен восприятием и логикой, линиями и красками культуры, и тот, что этим культурным средствам не поддавался, оставался непроницаемым для культуры и поэтому еще более притягательным. Но двоился и образ культуры: на виду была культура стандартов и норм, во многом близкая природе, понимаемой как логика вещей; скрытой оставалась культура потенциальная, творческая, не реализуемая через стандарты, но их развивающая и модифицирующая.

Природа это действительность, понятая посредством обобщений, отвлекающихся от конкретно-индивидуальных особенностей предметов. Культура же это действительность, выявляемая посредствам индивидуального подхода, т.е. представленная в ее уникальных, неповторимых, единичных образцах.  Неразрывное единство человека и природы предполагает отношение к ней как к своему собственному организму. По отношению к природе культура есть возделывание, культивирование, обработка почвы, а по отношению к человеку – воспитание, формирование чувств и мыслей. В этом плане следует вести речь о человеческой сущности природы, которая существует только для общественного человека, поскольку только в обществе природа является жизненным элементом человеческой деятельности.             

Человеческая сущность предметов природы, явлений и процессов проявляется в том, что они во взаимодействии с человеком обретают человеческие, культурные определения. Кусок мрамора имеет разные определения для строителя, скульптора или химика – неорганика, а молния на небесах – для жреца, поэта или физика. Во всех случаях человек творит «вторую природу», исходя из закономерностей объективного мира. И обратно, - человек воспринимает объективный мир, находящийся вне его органов чувств, в той мере, в какой он включается в сферу культурного творчества человечества. Человек постигает гармонию, порядок в природе, «встраивая» ее вне себя, свою практически – преобразующую и познавательную деятельность. Тем самым он творит мир человеческой культуры. Рост и развитие культуры сопровождается тем, что исчезает и уменьшается органичность единства человека и природы. Природа – это среда обитания человека, вне которой человек не способен существовать как биологический вид, но наряду с этим, не менее существенной и реальной средой обитания человека является и культура.

 
Список литературы

1.                  Кефели И.Ф. Культура и природа - //Соц.- политический журнал. – 1995. - №2. – С. 116-120

2.                 Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону, 1998.

3.                 Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Феникс. 1995. - 576 с.

Сколько до сессии?
Декабря 2016 Января 2017
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Поиск
Программы в помощь