Get Adobe Flash player
Главная КСЕ Естествознание.Лекции 1-2

Естествознание.Лекции 1-2

Скачать

 

Введение в дисциплину.

 

1.      Задачи естествознания

2.      Фундаментальные и прикладные исследования

3.      Стадии развития естествознания

4.      Естественнонаучные революции

5.      Методы естественных наук

 

1.

В настоящее время имеются два определения естествознания.

1.      Естествознание – наука о природе, как о единой целостности.

2.      Естествознание – совокупность наук о природе, взятое как единое целое.

Первое определение говорит об одной единой науке о природе, подчеркивая единство природы, ее нерасчлененность. Второе говорит о естествознании как о совокупности , т.е. множестве наук, изучающих природу, хотя в нем и содержится фраза, что это множество следует рассматривать как единое целое.

К естественным наукам относят физику, химию, биологию, космологию, астрономию, географию, геологию и частично психологию. Кроме того, существует множество наук, возникших на стыке названных (астрофизика, физическая химия, биофизика и т.д).

Целью естествознания, в конечном счете, является попытка решения так называемых «мировых загадок», сформулированных еще в конце 19-го века Э. Геккелем[1] и Э.Г.Дюбуа-Реймоном[2]. Две из этих загадок относятся к физике, две – к биологии и три – к психологии. Вот эти загадки:

q сущность материи и силы

q происхождение движения

q возникновение жизни

q целесообразность природы

q возникновение ощущения и сознания

q возникновение мышления и речи

q свобода воли.

 

2.

Все исследования природы сегодня можно наглядно представить в виде большой сети, состоящей из ветвей и узлов. Эта сеть связывает многочисленные ответвления физических, химических и биологических наук, включая науки синтетические, возникшие на стыке основных направлений (биохимия, биофизика и др.).

Проблемы, которые ставятся перед учеными извне, называются прикладными. Прикладные науки, таким образом, имеют своей целью осуществление практического применения добытого знания.

Проблемы, возникающие внутри самой науки, называются фундаментальными. Таким образом, фундаментальная наука направлена на получение самого знания о мире как такового. Собственно, именно фундаментальные исследования направлены в той или иной мере на решение мировых  загадок.

Не следует, слово «фундаментальный» смешивать здесь со словом «большой», «важный». Прикладное исследование может иметь очень большое значение как для практической деятельности, так и для самой науки, в то время как фундаментальное исследование может оказаться пустяковым. Здесь очень важно предвидеть, какое значение результаты фундаментального  исследования могут иметь в будущем. Так еще в середине 19-го века исследования по электромагнетизму (фундаментальные исследования) считались весьма интересными, но не имеющими никакого практического значения. (При распределении средств на научные исследования руководители, экономисты должны, бесспорно, ориентироваться в определенной мере в современном естествознании, чтобы принять правильное решение).

Технология. Прикладная наука тесно связана с технологией. Можно привести два определения технологии: в узком и широком смысле. "Технология - совокупность знаний о способах и  средствах  проведения производственных  процессов,  напр.  технология  металлов,   химическая   технология, технология строительных работ, биотехнология и т.п., а  также  сами технологические  процессы,  при  которых   происходит качественное изменение обрабатываемого объекта".

В широком, философском  смысле технология – это обусловленные состоянием знаний и общественной эффективностью способы достижения  целей, поставленных обществом". Это определение - достаточно емкое, оно позволяет охватить и биоконструирование, и образование (образовательные технологии),  и  т.п.  Эти "способы" могут меняться от цивилизации к цивилизации, от эпохи к эпохе. (Надо иметь в виду, что в зарубежной литературе «технология» часто понимается как синоним «техники» вообще).

 

3. 

История науки свидетельствует о том, что в своем познании Природы, на­чиная с древних времен, человечество прошло три стадии: стадию натурфилософии (6 в до н.э. – 13-15 вв. н.э.), аналитическую (15-18 вв) и синтетическую (19-20 вв.).

Особенности натурфилософской стадии: целостное представление о мире как постоянно развивающемся, эволюционирующем, гениальные догадки, но не точные выводы, наблюдение, но не эксперимент.

Особенности аналитической стадии: дифференциация наук, изучение преимущественно предметов, а не процессов, что соответствовало представлению о мире как вечном и неизменном, развитие экспериментальных (эмпирических) методов.

Синтетическая стадия характеризуется воссозданием целостной картины мира на основе познанных частностей, т.е. это переработка и синтез знаний, полученных на аналитической стадии, образование новых дисциплин и научных направлений «на стыке», идет формирование единой науки о природе.

 

4.

Развитие естествознания сопровождается коренной ломкой сложившихся представлений о мире - естественнонаучных революций? Для естетсвеннонаучной революции характерны такие черты как:

1)    крушение и отбрасывание неверных идей, ранее господствовавших в науке;

2)    быстрое расширение наших знаний о природе, вступление в новые ее области, ранее недоступные для познания; отметим, что здесь важную роль играет создание новых инструментов и приборов;

3)    естественнонаучную революцию вызывает не само по себе открытие новых фактов, а радикально новые теоретические следствия из них; другими словами, революция совершается в сфере теорий, понятий, принципов, законов науки, формулировки которых подвергаются коренной ломке.

Для того, чтобы вызвать революцию в науке, новое открытие должно носить принципиальный, методологический характер, вызывая коренную ломку самого метода исследования, подходу и истолкованию явлений природы.

 Научно-познавательная деятельность складывается из нескольких составляющих – компонентов. Это - субъект познания, объект познания, методы и средства познания, система знаний. Началом естественнонаучной революции могут послужить достаточно радикальные изменения в любом из компонентов, например, открытие неизвестных ранее классов природных объектов, появление принципиально новых методов и средств исследования.  Но, чаще всего, революции в естествознании начинаются с появления глубоких противоречий и парадоксов в сложившейся системе знания.

Видный ученый 20-го века, философ науки Т. Кун ввел понятие «парадигмы» - (<гр. paradeigma  пример, образец) – теория (модель, тип постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских задач) – т.е. определенного «видения мира»,  в соответствии с которым осуществляется научная деятельность. Естественнонаучную революцию можно, таким образом, связать со сменой парадигмы.

Важной чертой естественнонаучных революций является принцип соответствия,  заключающийся в том, что новые теории, получившие свое обоснование в ходе естественнонаучной революции не опровергают прежние, если их справедливость была достаточно обоснована. В этих случаях действует так называемый принцип соответствия: старые теории сохраняют свое значение как предельный и в известном смысле частный случай новых, более общих и точных. Так, классическая механика Ньютона является предельным, частным случаем теории относительности, теория Дарвина не опровергается современной теорией эволюции, но дополняет и развивает ее и т.п.

Особую роль среди естественных наук играет космология[3]. В связи с этим естественнонаучные революции связываются и изменением космологических представлений.

Первой глобальной естественнонаучной революцией было создание последовательного учения о геоцентрической[4] системе мира. Последовательная геоцентрическая система была разработана в 4-м в. до н.э. величайшим ученым и философом древности Аристотелем, а затем,  в 1-м в. математически обоснована Птолемеем. Геоцентрическую систему мира обычно называют системой Птолемея, а естественнонаучную революцию – аристотелевской.

Вторая глобальная естественнонаучная революция (15-16вв) представляла собой переход от геоцентризма к гелиоцентризму (учение Коперника), а от него к полицентризму, т.е. учению о множественности звездных миров (Дж. Бруно). Это был переход от частного учения о непосредственно наблюдаемой солнечной планетной системе к общему учению о потенциально бесконечном иерархическом звездном мире, с действующим в нем законом всемирного тяготения Ньютона. Однако, естественнонаучная революция лишь начинается с астрономии, с изменения системы отсчета. Завершается же она подведением нового теоретического фундамента под изменившиеся представления о мире. Особую роль в этом периоде сыграл 18-й век, ознаменовавшийся рождением современной науки и, в частности, классической механики. У истоков ее стояли такие выдающиеся ученые как Г. Галилей (1564-1642), И. Кеплер (1571-1630) и И. Ньютон (1643-1727).

Третья глобальная естественнонаучная революция означала принципиальный отказ от всякого центризма, отрицание наличия какого-либо центра у Вселенной. Эта революция связана, прежде всего, с появлением теории относительности А. Эйнштейна, т.е. релятивистской (относительной) теорией пространства, времени и гравитации. Метагалактика, т.е. вся наша астрономическая наблюдаемая Вселенная как целое, стала описываться однородной и изотропной безграничной релятивистской космологической моделью.

 

4.

Естествознание использует как общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, логический метод, исторический метод, аналогия, моделирование, классификация), так и конкретно-научные методы, присущие конкретным наукам (спектроскопия, метод меченых атомов, кристаллография и т.п.). Научные методы, по соотношению эмпирического и теоретического подразделяются на методы эмпирического (опытного) исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, сравнение, теоретические методы (идеализация, формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод), а также смешанные методы.

Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.

Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему, например: переход  от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения : «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».

Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования. Пример такой идеализации в механике - материальная точка, т.е. точка, обладающая массой, но лишенная всяких размеров. Таким же абстрактным (идеальным) объектом является абсолютно твердое тело.

Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. Это рискованный, но творческий метод. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение. По словам известного французского физика Луи де Бройля, научная индукция является истинным источником действительно научного прогресса.

Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то метом дедукции всегда будет получен истинный вывод. Особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Математики оперируют математическими абстракциями и строят свои рассуждения на общих положениях. Эти общие положения применяются к решению частных, конкретных задач.

В истории естествознания были попытки абсолютизировать значение в науке индуктивного метода (Ф. Бэкон) или дедуктивного метода (Р. Декарт), придать им универсальное значение. Однако эти методы не могут применяться как обособленные, изолированные друг от друга. каждый из них используется на определенном этапе процесса познания.

Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым позволяет понять более сложное. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч.Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Модели могут быть реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий. фотографии, протезы, куклы и т.п. и идеальными (абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики. В этом случае мы имеем математическую модель. Обычно это система уравнений, описывающая взаимосвязи в изучаемой системе.

Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей. Логический метод - это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного, т.е. это как бы тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы.

Классификация - распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.

Классификация - это процесс упорядочивания информации. В процессе изучения новых объектов в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам. В некоторых случаях при этом обнаруживается необходимость перестройки системы классификации. Существует специальная теория классификации - таксономия. Она рассматривает принципы классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии и т.п.).

Одной из первых классификаций в естествознании явилась классификация растительного и животного мира выдающегося шведского натуралиста Карла Линнея (1707-1778). Для представителей живой природы он установил определенную градацию: класс, отряд, род, вид, вариация.

Формы научного знания. К формам научного знания относят проблемы, научные факты, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории и законы.

Категории науки - это наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира. Например, важнейшими категориями являются материя, пространство, время, движение, причинность, качество, количество, причинность и.т.п.

Законы науки отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий.

Научные принципы - наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Научные принципы играют роль исходных, первичных посылок и закладываются в фундамент создаваемых теорий. Содержание принципов раскрываются в совокупности законов и категорий.

Научные концепции - наиболее общие и важные фундаментальные положения теорий.

Научная гипотеза - такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказано, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда требований, к которым относятся следующие.

1.      Отсутствие противоречий. Основные положение предлагаемой гипотезы не должны противоречить известным и проверенным фактам. (При этом следует учитывать, что бывают и ложные факты, которые сами нуждаются в проверке).

2.      Соответствие  новой гипотезы надежно установленным теориям. Так, после открытия закона сохранения и превращения энергии все новые предложения о создании «вечного двигателя» более не рассматриваются.

3.      Доступность выдвигаемой гипотезы экспериментальной проверке, хотя бы в принципе (см. ниже - принцип верифицируемости).

4.      Максимальная простота гипотезы.

Научная теория - это систематизированные знания в их совокупности. Научные теории объясняют множество накопленных научных фактов и описывают определенный фрагмент реальности (например, электрические явления, механическое движение, превращение веществ, эволюцию видов и т.п.) посредством системы законов.

Главное отличие теории от гипотезы - достоверность, доказанность. сам термин теория имеет множество смыслов.[5] Теория в строго научном смысле - это система уже подтвержденного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и теорий.

Схематично представить весь процесс научного познания можно следующим образом:

 

 

Эмпирический факт – наблюдение – научный факт – эксперимент – фиксация результатов – эмпирическое обобщение – использование имеющихся теоретических знаний – построение гипотезы – проверка гипотезы – (при положительном результате) формирование новых понятий, введение определений, терминов – выведение законов – создание теории – проверка новой теории на опыте.

Критериями научности знания являются принцип рациональности (обоснованность любого утверждения), принцип верификации (установление истинности научного суждения в ходе экспериментальной проверки) и принцип фальсификации (принципиальная возможность опровержения научного положения, теории).

 

Контрольные вопросы

1.      Предмет и задачи естествознания?  Какие   науки можно отнести к естествознанию?

2.      О каких «мировых загадках», составляющих предмет исследований в естественных науках, говорили Э. Геккель и Э.Г. Дюбуа-Реймон?

3.      Чем характеризуется развитие естествознания  на стадии натурфилософии? Какой период охватывает эта эпоха?

4.      Чем характеризуется развитие естествознания  на аналитической стадии ?

5.      Что такое фундаментальные и прикладные науки?

6.      Перечислите общенаучные методы

7.      Что такое эмпирические методы?

8.      Перечислите и объясните эмпирические методы научного познания.

9.      Что такое эксперимент?

10. Что такое измерение?

11. Перечислите и объясните теоретические методы.

12. Что относится к формам научного знания?

13. Какие факты могут считаться научными?

14. Каким требованиям должна удовлетворять научная гипотеза?

15. Что такое научная теория, чем она отличается от гипотезы?

16. Что такое индукция и дедукция? Приведите примеры.

17. Что такое анализ? Синтез?

18. Перечислите критерии научности знания?

19. Объясните принцип верификации.

20. Объясните принцип фальсификации.

21. Опишите процесс научного познания.

 

Литература

 

1.     Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск: ЮКЭА, 1997. – 834 с.

2.     Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. – М.:   ИМПЭ, 1998.

3.     Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания. Структурный курс основ естествознания. - М.: Учпедгиз, 1999.

4.     Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум. - М.: Культура и спорт. Изд. объединение «ЮНИТИ», 1998.

5.     Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. - М.: Владос, 1998.

6.     Пуанкаре А. О науке. - М.: Наука, 1990.

7.     Концепции современного естествознания /Под ред. С.И.Самыгина.-Ростов н/Д:  Феникс, 1999. – 576 с.

8.     Лем С. Сумма технологий. – М. Мир, 1968. – 311 с.

9.     Волков Г.Н. Три лика культуры. - М.: Молодая гвардия, 1986. – 335 с.

 

[1] Геккель, Эрнст (1834-1919) – немецкий биолог-эволюционист, представитель естественнонаучного материализма, сторонник и пропагандист учения Ч.Дарвина. Предложил первое «родословное дерево» живого мира.

[2] Дюбуа-Реймон, Эмиль Генрих – немецкий физиолог, основатель научной школы, философ. Основоположник электрофизиологии; установил ряд закономерностей, характеризующих электрические явления в мышцах и нервах. Автор молекулярной теории биопотенциалов, представитель механистического материализма и агностицизма.

[3] Космология – физическое учение о Вселенной как едином целом, включающее в себя теорию всей охваченной астрономическими наблюдениями области как части Вселенной.

[4] Геоцентрический - с центром, совпадающим с Землей

[5] Теорией часто называют и гипотезу, и любую концепцию или совокупность взглядов, даже заведомо ложных (например, расистская теория, теория)

Сколько до сессии?
Декабря 2016 Января 2017
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Поиск
Программы в помощь