Get Adobe Flash player
Главная История СССР в 1945-1985 гг

СССР в 1945-1985 гг

Скачать

Содержание

 

1. Политическая и экономическая жизнь СССР в 1940-х начала1950-х гг…….…....3

2. СССР в середине 1950-х середине 1960-х гг. Хрущёвская «оттепель»…………8

3. Советский Союз в середине1960-х начале 1980-х гг. от реформы к застою……11

4. СССР в мировой политике в 1945-1985 гг………………………….….…….. 13

Литература…………………………………………………………………..………. 18 

 

1. Политическая и экономическая жизнь СССР в 1940-х начала 1950-х гг.

Переход к мирной жизни. За годы Великой Отечественной войны наша страна понесла не только огромные людские потери, но и колоссальный материальный урон, который исчислялся огромной астрономической суммой – около 3 трлн. руб. В СССР в ходе боевых действий было полностью разрушено около 32 тыс. промышленных предприятий, выведено из строя или уничтожено более 3 тыс. нефтяных скважин, лежали в руинах свыше 60 крупных электростанций. В 1945 г. перед страной с населением в 160 млн. человек встала сложная задача: в кратчайшие сроки восстановить разрушенное войной народное хозяйство, возродить экономику ранее оккупированных территорий, быстрыми темпами перевести промышленное производство на мирные рельсы. 

Прежде всего, необходимо было провести демобилизацию огромной армии, которая к концу войны насчитывала 11, 4 млн. человек. 12 июня 1945 г. был принят Закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава советских Вооружённых Сил. Процесс демобилизации завершился в основном лишь в 1948 г. Всего из армии было уволено 8.5 млн. человек.

Одновременно проводилась репатриация советских граждан, оказавшихся в фашистском плену или угнанных на работу в Германию. К концу 1945 г. в СССР возвратилось свыше 5,2 млн. человек, многие из которых стали так называемыми спецпереселенцами, или «пораженными в правах». После войны в СССР вернулась незначительная часть российских эмигрантов первой волны, в основном из Франции и Китая, а также некоторых других стран. Несмотря на добровольность возвращения, многие из них также подверглись репрессиям и гонениям.

4 сентября 1945г. в стране было отмечено чрезвычайное военное положение, возобновлены отпуска, восстановлен 8-часовой рабочий день. Большинство демобилизованных военнослужащих направлялись на восстановление крупнейших промышленных объектов, а также сельское хозяйство – колхозы, совхозы и МТС, где количество трудоспособных работников к 1946г. было на 30% ниже довоенного уровня, а валовое производство упало на 40%.

Переход от военной экономики к мирной был чрезвычайно сложным. Он требовал определения новых народно-хозяйственных пропорций, перевода предприятия на выпуск продукции народного потребления, который был весьма свернут в годы войны, перераспределения материальных, финансовых и людских ресурсов между отраслями хозяйства и экономическими районами с учетом возникновения в период войны совершенно новых промышленных районов на Урале, в Сибири и в Средней Азии. Исходя из сложившихся условий, первая сессия Верховного Совета СССР 18 марта 1946г. утвердила план четвертой пятилетки (1946 – 1950).

Особенно тяжелым было положение тех территорий Советского Союза, где в годы Великой Отечественной войны велись активные боевые действия и где был установлен режим оккупаций. До войны в этих районах проживало 8 млн. человек, или 45% всего населения СССР, здесь выплавлялось 68% чугуна, 58% стали 57% проката черных металлов, добывалось 63% угля, производилось более половины сельскохозяйственной продукции.

После освобождения промышленность и сельское хозяйство этих территорий функционировали менее чем на половину. Это было одной из причин того, что к концу войны резко снизилось производство продукции во всех отраслях народного хозяйства. Другой причиной стала неспособность промышленности быстро переключиться на гражданские нужды. Выплавка чугуна в 1945г. по сравнению с 1940 г. снизилась с 14,9 до 8,8 млн. т., стали – с 18,3 до 12,3 млн. т., производство хлопчатобумажных тканей сократилось более чем в 2 раза, кожаной обуви – в 3, сахара – почти в 5 раз, а производство предметов потребления в целом составило лишь 59% довоенного уровня.

В результате сокращения посевных площадей на 1/3 и снижения урожайности в 1945г. зерна было собрано почти в 2 раза меньше, чем в 1940г., сахарной свеклы и подсолнечника – в 3 раза, картофеля – почти на 1/3, хлопка-сырца – почти в 2 раза. Уменьшилась количественно и предельно износилась сельскохозяйственная техника, Крупнейшие заводы сельскохозяйственного машиностроения – Сталинградский и Харьковский тракторные, Ростсельмаш и др. – оказались почти полностью разрушенными.

Сельскохозяйственная продукция в целом сократилась в 1945 г. по сравнению с довоенным периодом 1940г. на 60%. Глубочайший кризис, который переживало сельское хозяйство, усугубила катастрофическая засуха 1946г., поразившая наиболее плодородные регионы страны – Поволжье, Северный Кавказ, Центральную черноземную область, Украину и Молдавию. В стране, только закончившей войну, свирепствовали нищета и страшный голод, особенно ужасающей была детская дистрофия и смертность.

Промышленность. Трудностями сопровождался также единовременный процесс восстановления промышленности и ее конверсии. Если в 1945г. валовая продукция промышленности составляла 92% уровня 1940г., то в 1946г. этот показатель снизился до 77%. Однако выход был найден: с одной стороны, сохранялся военно-промышленный комплекс, что обеспечивало трудоустройство основной массы демобилизованных, а с другой - интенсивно развивались отрасли легкой промышленности, что обеспечивало высокий процент накопления. За счет него и частично за счет конверсии военного производства быстро росли объемы гражданского машиностроения. Значительные усилия были направлены на возрождение из руин, взорванных врагом крупнейших электростанций Украины, одновременно вводились в строй и новые объекты энергетики. Всего в годы четвертой пятилетки было восстановлено и построено около 6200 крупных промышленных предприятий. На 25% повысилась производительность труда в промышленности   по   сравнению   с   1940г.   В   добывающих   отраслях советской индустрии особое значение наряду с традиционной разработкой угольных топливных ресурсов быстрыми темпами наращивается добыча нефти и газа.

В целом по стране в 1950г. промышленное производство достигло на 73%. Уже в 1946г. был перекрыт уровень 1940г. по производству электроэнергии, в 1947г. – угля, а в 1948г. – стали. Одновременно происходило техническое перевооружение восстанавливаемых предприятий. В результате в предельно сжатые сроки была восстановлена металлургическая и топливно-энергетическая базы страны. Задача восстановления разрушенных в годы войны предприятий была в основном решена уже к 1951г.

В кратчайшие сроки в СССР был создан надежный ракетно-ядерный «щит», обеспечивавший безопасность страны на весь послевоенный период. В начале 1950-х гг. осуществлялись «грандиозные стройки».

Ежегодный прирост промышленного производства в СССР в первые послевоенные годы периода восстановления составлял от 10 до 12%. Это в основном достигалось высокой интенсивностью общественного производства, обеспечиваемого в эпоху апогея сталинизма, во-первых, полным единомыслием советского общества, с подлинным энтузиазмом переживающего небывалые жизненные трудности, нищету и голод, а во-вторых, детально отработанной «подсистемой страха».                    Положение в сельском хозяйстве в послевоенный период оставалось чрезвычайно сложным (в 1946г. в стране разразился голод, и были введены хлебные карточки). Деревня продолжала испытывать жесткое административное давление. Размер обязательных поставок продукции колхозов государству постоянно возрастал, а цены на продукцию оставались вплоть до 1953г. на довоенном уровне. Колхозники лишились части приусадебных наделов, переданных в колхозный фонд. Значительно повысились сборы и налоги на крестьянские хозяйства и от продаж на колхозном рынке. Вводилась принудительная продажа государству мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции. Крестьянство в большей степени пострадало от денежной реформы 1947г. В целях обеспечения сельского хозяйства кадрами в 1950г. были проведены меры по укрупнению колхозов (в результате чего сократилась их численность), по развитию в них сети партийных ячеек. В республиках Прибалтики была проведена насильственная коллективизация, сопровождавшаяся многотысячными депортациями.

Социально-экономическое развитие в 1951 – 1955 гг. В пятом пятилетнем плане (1951 – 1955 гг.) рост промышленного производства определялся на 70% больше по сравнению с уровнем 1950г. Развертывалось новое крупное промышленное строительство, вырос объем капиталовложения. После сентябрьского (1953г.) Пленума ЦК КПСС была несколько уменьшена централизация промышленности, расширены права союзных республик и местных органов в управлении. За 1954 – 1956 гг. в ведение республик перешло из союзных министерств около 15 тыс. промышленных предприятий. Удельный вес республиканской промышленности в выпуске продукции страны вырос с 32% в 1951г. до 55% в 1956г. Децентрализация даже не в таком незначительном объеме имела для развития промышленности положительное значение.

В годы пятой пятилетки был осуществлен ряд мероприятий по совершенствованию системы оплаты и нормирования труда, что обеспечило преимущественное развитие тяжелой промышленности. Одновременно продолжали развиваться легкая промышленность и производство предметов культурно-бытового назначения.

В 1953г. на сентябрьском пленуме ЦК КПСС был выработан новый курс на развитие сельского хозяйства, притом, что население страны значительно выросло, а около 57% жителей продолжало оставаться сельчанами. Были сделаны определенные шаги для повышения материальной заинтересованности колхозников в сельскохозяйственном производстве, в частности повышены закупочные и заготовительные цены, снижены нормы обязательных государственных поставок, капитальные вложения в сельскохозяйственное машиностроение увеличены в 1,5 – 2 раза. Но сельское хозяйство было уже на столько подорвано, что эти меры не могли вывести его из состояния глубочайшего кризиса. Как попытка выхода из него было принято решение начать освоение целинных и залежных земель. Эта программа начала осуществляться с 1954г.

В первой половине 1950-х гг. происходило определенное повышение материального благосостояния населения, причем как в городе, так и деревне. В городе основной упор был сделан на усиление роли денежной заработной платы в общем росте реальных доходов. В деревне доходы крестьян росли за счет увеличения выплат по трудностям и снижению налогов на приусадебное хозяйство. Объем товаров широкого потребления в целом соответствовал фонду заработной платы, и рынок был сбалансирован.

 

2. СССР в середине 1950-х середине 1960-х гг. Хрущёвская «оттепель»

Начало процесса десталинизации. Развернувшаяся после смерти И.В. Сталина (5 марта 1953г.) борьба за власть сопровождалась перераспределением властных функций между различными партийно-государственными структурами. Председателем Совета Министров стал считавшийся главным преемником Сталина Г.М. Маленков. Его первым заместителем был назначен Л.П. Берия, возглавивший объединенные министерства внутренних дел и государственной безопасности. В Секретариате, избранном мартовским Пленумом ЦК КПСС, первой фигурой стал Н.С. Хрущев. Новым руководством страны была осознана необходимость изменений в стране, были предприняты шаги с целью ликвидировать очевидные преступления сталинского режима (отменялись внесудебные органы, началось освобождение из лагерей и ссылок, реабилитация по “делу врачей”, ”ленинградскому делу”). В июне 1953г. благодаря личному мужеству Н.С. Хрущева при поддержке руководства армии был устранен Берия, с которым ассоциировалась опасность установления новой диктатуры. Одновременно органы по безопасности были поставлены под контроль партийных органов. После отставки с поста Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (январь 1955г.) центр власти переместился в Секретариат ЦК КПСС, к Первому секретарю Н.С. Хрущеву. Поворотным пунктом в истории страны стал ХХ съезд КПСС (февраль 1956г.), который сопровождался разоблачением преступлений Сталина и его окружения, началом массовой реабилитацией репрессированных, определенной критикой диктаторских методов управления. Съезд внес также изменение в идеологическую концепцию партии, отказавшись от идеи диктатуры пролетариата и провозгласив тезис общенародного государства. Политические и экономические просчеты предшествующих десятилетий были объединены понятием “культ личности”. После XX съезда начался процесс реабилитации репрессированных, включая балкарский, чеченский, ингушский, калмыцкий и карачаевский народы. Под влиянием хрущевской “оттепели” сформировалось целое поколение “шестидесятников”, которые приняли борьбу с культом личности как начало общественного возрождения. При Н.С. Хрущеве был нанесен первый удар по административно-командной системе.                                                                              Развитие политического процесса в стране в конце 50-х-начале 60-х гг. Венгерские события 1956г. и последовавшая в 1957г. попытка смещения Н.С. Хрущева подтолкнули советское партийное руководство к корректировке общего политического курса, смысл которой заключался в свертывании начавшегося процесса демократизации. “Венгерский синдром” имел долговременные политические последствия. Начались проработочные кампании в области идеологии под видом “встреч с интеллигенцией”, откровенная и скрытая травля инакомыслия. В связи с началом преследований московской интеллигенции зародилось диссидентское движение. В 1959г. на ХХI съезде КПСС было заявлено о “полной   и   окончательной   победе” социализма   в СССР   и   переходе к “развернутому строительству коммунизма”. В 1961г. на ХХII съезде КПСС была принята новая, третья Программа партии, целью которой провозглашалось строительство коммунизма. А на октябрьском 1964 г. Пленуме ЦК КПСС Хрущев был освобожден от обязанностей Первого секретаря ЦК партии и Председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем стал Л. И. Брежнев, а главой правительства – А. Н. Косыгин.        Итоги. В ходе процесса десталинизации была разрушена сталинская система репрессий и тотального страха. Политическая либерализация способствовала раскрепощению личности и пробуждению общественного сознания. Впервые стала возможной критика первых лиц в государстве, в связи, с чем была поколеблена вера в непогрешимость верховной власти. В целом, несмотря на противоречивый характер, преобразования в духовной жизни советского общества были значительными. Однако речь при этом не шла о коренном преобразовании тоталитарной системы.                           Социально-экономическое развитие страны. Планы V пятилетки (1951 - 1955гг.) предусматривали увеличение промышленного производства на 70% по сравнению с уровнем 1950г. Началось масштабное промышленное строительство. Приоритетное внимание по-прежнему уделялось развитию тяжелой промышленности. Но в августе 1953 г., выступая на сессию Верховного Совета СССР, Г. М. Маленков заявил о необходимости изменения экономического курса в сторону развития легкой промышленности и сельского хозяйства. В 1954 -1956 гг. велась работа по уменьшению централизации промышленности, в управлении его расширялись права союзных республик и местных органов. В 1957 г. была проведена реформа управления промышленностью и строительством: вместо отраслевого принципа (через министерства) вводился территориальный (через образуемый, на местах совета народного хозяйства) принцип управления. Министерства были упразднены, а вместо них создано 105 совнархозов.                                                                        Приоритетными направлениями развития промышленности в годы VI пятилетки (1956 – 1960 гг.) определялись наиболее перспективные области: машиностроение, энергетика, химическая. Особое внимание уделялось проблемам ускорения научно-технического прогресс. В 1959 г. принимается решение о разработке семилетнего плана развития народного хозяйства страны (1959 – 1965 гг.). За годы семилетки основные фонды в промышленности удвоились, было поострено около 5,5 тыс. новых крупных предприятий. Были достигнуты значительные успехи в области технического процесса.        Большие проблемы существовали в развитии сельского хозяйства. Производство сельскохозяйственных продуктов и сырья росло крайне медленно и не отвечало необходимым потребностям. После сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС увеличилась материальная и техническая помощь селу, повысились заготовительные цены и материальная заинтересованность колхозников. С целью быстрого увеличения производства зерна с 1954 г. начинается крупномасштабное освоение целинных и залежных земель. В 1958 г принимается решение о реорганизации машинотракторных станций и о продаже техники колхозам. Продолжали     сохраняться     мелочная     опека     и     административное вмешательство партийных и советских органов в работу колхозов и совхозов, доходившее даже до навязывания конкретных сроков полевых работ, определенных сельскохозяйственных культур. В конце 50-х годов велось наступление на личные подсобные хозяйства. В период семилетки объем продукции сельского хозяйства вырос на 14 – 15%, вместо 70%. Реализовались масштабные социальные программы (жилищная, образовательная), повышался уровень жизни людей, введено пенсионное обеспечение колхозников, росло потреблении промышленных и продовольственных товаров.

3. Советский союз в середине 1960-х начале 1980-х гг. – от реформы к застою

Общественно-политическая жизнь. Новое советское руководство во главе Л. И. Брежневым, уловив господствовавшие в обществе настроения, выдвинуло лозунг стабильного развития, движения «к прогрессу без потрясений». Во внутренней политике проводился умеренно-консервативный курс. В общественной жизни усиливались охранительные тенденции. Росла бюрократизация советского общества: возрастало всевластие бюрократии, непомерно увеличивался управленческий аппарат (к началу 80-х он насчитывал 18,5 млн. чел.), полным ходом шло огосударствление всех сторон жизни общества. Ожесточался идеологический диктат. Любая общественная деятельность строго контролировалась партийными и государственными органами. Отступления от официальных идеологических принципов незамедлительно пересекались.

В 1977г. принимается новая Конституция, получившая название «Конституции развитого социализма». Она носила двойственный характер: формально провозглашались многочисленные права и свободы, но в реальной жизни значительная часть их не осуществлялась, отсутствовал законодательное оформленный механизм их реализации и т.п. Многие положения Конституции расходились с реальностью.

Расширялось диссидентское движение. Несмотря на свою немногочисленность (в разное время от 0,5 до 1 – 2 тыс. чел.) и крайнюю неоднородность (в нем участвовали левые социалисты, монархисты, деятели националистических, религиозных, рабочих организаций), это движение оказывало определенное влияние на некоторые стороны общественно-политической жизни.

Во второй половине 70-х – начале 80-х гг. в советском обществе неуклонно нарастали стагнационные и кризисные явления, социальные противоречия. После смерти Л. И. Брежнева в 1982г. новое руководство во главе с Ю. В. Андроповым (ноябрь 1982 – февраль 1984 гг.) взяло курс на укрепление трудовой дисциплины и ужесточение внутриполитического курса. А во время нахождения на высшем посту К. У. Черненко (февраль 1984 – март 1985 гг.) произошел полный возврат к политике брежневского периода.

Социально-экономическое развитие. В начале 60-х гг. наблюдалось замедление темпов экономического роста, увеличения национального дохода, производительности труда. Начался поиск новых методов управления экономикой, подходов к планированию и организации производства.

В 1965г. началась крупномасштабная экономическая реформа. В сельском хозяйстве она стала осуществляться после решения мартовского (1965г.) Пленума ЦК КПСС, в соответствии с которым вводился новый порядок планирования, колхозы и совхозы освобождались от прямого и административного вмешательства, в два раза повышались закупочные цены, создавались благоприятные условия для развития личных подсобных хозяйств. В промышленности начало реформе было положено постановлениями сентябрьского Пленума 1965г. ЦК партии. Предприятия получали большую свободу, расширялась сфера деятельности хозяйственного расчета, возрастала роль экономических показателей (рентабельности и прибыли), улучшалось планирование. Особое внимание обращалось на экономические методы хозяйствования и управления. Реформа дала продолжительные результаты: VIII-я пятилетка (1965 – 1970 гг.) была одной из самых успешных, продукция промышленности возросла на 50%, а национальный доход увеличился на 45%. Однако реформа не носила законченного характера. Причинами ее незавершенности стали: отсутствие эффективного механизма осуществления намеченных мер; внутренние противоречия (расхождения интересов общества и предприятий); половинчатость (реформа остановилась на уровне предприятий); противодействие бюрократий. В 70-е гг. строились новые предприятия, интенсивно осваивались северный и восточный районы страны, была решена сложная проблема достижения военно-стратегического паритета с США. В то же время происходило снижение темпов экономического роста, экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, возможности которой уменьшались в виду сокращения трудовых, сырьевых и энергетических ресурсов, внутри нее росли диспропорции. Неэффективно использовались средства, полученные от экспорта сырья. Серьезный кризис нарастал в сельском хозяйстве.

Противоречия в развитии социальной сфере 6 реализация крупных социальных программ (особенно строительства жилья), но в то же время вся социальная сфера финансировалась по так называемому «остаточному принципу»; росли доходы населения, но увеличивался разрыв в уровне жизни представителей разных социальных слоев и т.п.

 

4. СССР в мировой политике в 1945-1985 гг.

Победа в Великой Отечественной войне, решающая роль во второй мировой войне существенно укрепили авторитет СССР, его влияние на международной арене. СССР стал одним из создателей Организации Объединенных Наций, постоянным членом Совета Безопасности. Столкновение внешнеполитических интересов СССР, с одной стороны, и его партнеров по антигитлеровской коалиции (США, Великобритания) — с другой, в сущности, было неизбежным. Советское руководство стремилось с максимальной выгодой использовать победу для создания собственной сферы влияния в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, которые были освобождены Красной Армией (Польша, Румыния, Югославия, Чехословакия, Болгария, Албания и др.)- США и Великобритания расценивали данные действия как угрозу своим национальным интересам, попытку навязывания этим странам коммунистической модели. В 1946г. в американском городе Фултоне выступил бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль с речью, содержавшей призыв к сдерживанию советской экспансии объединенными усилиями англосаксонского мира («доктрина сдерживания»). В 1947г. президент США Г. Трумэн предложил образовать военно-политический союз западных стран, создать на границах СССР сеть военных баз, развернуть программу экономической помощи европейским странам, пострадавшим от фашистской Германии («доктрина Трумэна). Реакция СССР была вполне предсказуема. Разрыв отношений между прежними союзниками стал реальностью уже в 1947г. Наступила эпоха « холодной войны ». В 1946—1949 гг. при непосредственном участии СССР в Албании, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Румынии, Китае к власти пришли коммунистические правительства. Советское руководство не скрывало своего намерения направлять внутреннюю и внешнюю политику этих стран. Отказ югославского лидера И. Броз Тито подчиниться планам СССР об объединении в балканскую федерацию Югославии и Болгарии привел к разрыву советско-югославских отношений. Более того, в компартиях Венгрии, Чехословакии, Болгарии и др. прошли кампании по разоблачению «югославских шпионов». Нечего и говорить, что отказ от советской модели для руководства стран социалистического лагеря был попросту невозможен. СССР заставил их отказаться от финансовой помощи, которую предложили США в соответствии с планом Маршалла, и в 1949 г. добился создания Совета Экономической Взаимопомощи, координировавшего экономические отношения внутри социалистического блока. В рамках СЭВа СССР на протяжении всех последующих лет оказывал весьма существенную экономическую помощь странам-союзникам. В этом же году была оформлена Организация Североатлантического договора (НАТО), а СССР заявил об успешном испытании ядерного оружия. Опасаясь глобального конфликта, СССР и США мерялись силами в локальных столкновениях. Наиболее острым было их соперничество в Корее (1950—1953), завершившееся расколом этой страны, и в Германии, где в мае 1949г. была провозглашена ФРГ, созданная на основе английской, американской и французской   зон   оккупации,   а в   октябре — ГДР, вошедшая в сферу советского влияния. «Холодная война» в 1947—1953 гг. не раз приводила мир к порогу настоящей «горячей» войны. Обе стороны проявляли упорство, отказывались от серьезных компромиссов, разрабатывали военно-мобилизационные планы на случай глобального конфликта, включавшие возможность нанесения первыми ядерного удара по противнику. XX съезд КПСС (1956) одобрил новую внешнеполитическую доктрину СССР. Наиболее важными новациями были: выдвижение принципа мирного сосуществования с капиталистическими странами и вывод о возможности предотвращения мировой войны; признание множественности путей к социализму; оценка стран так называемого «третьего мира» как естественных союзников СССР в борьбе за мир во всем мире. Соответственно во внешней политике СССР 1953—1964 гг. приоритетными были три направления: отношения с капиталистическими странами; отношения с союзниками по социалистическому лагерю; отношения со странами «третьего мира», в первую очередь членами движения неприсоединения (Индия, Египет и др.). Отношения с капиталистическими странами складывались противоречиво. С одной стороны, удалось несколько снизить уровень конфронтации. В 1955г. был подписан государственный договор с Австрией, прекращено состояние войны с Германией, в 1956г. — с Японией. В 1959 г. состоялся первый визит советского руководителя в США. Н. С. Хрущев был принят президентом Д. Эйзенхауэром. С другой стороны, обе стороны активно развивали программу вооружений. В 1953г. СССР заявил о создании водородной бомбы, в 1957г. провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Запуск советского спутника в октябре 1957г. в этом смысле буквально потряс американцев, осознавших, что отныне и их города находятся в зоне досягаемости советских ракет. Начало 60-х гг. оказалось особенно напряженным. Сначала полет американского самолета-шпиона над территорией СССР был прерван в районе Екатеринбурга точным попаданием ракеты. Затем берлинский кризис, вызванный строительством по решению ГДР и стран Варшавского Договора стены, отделившей восточную часть Берлина от западной Европы(1961). Наконец, в 1962г. произошел так называемый Карибский кризис, поставивший мир на грань войны. СССР разместил ядерные ракеты средней дальности на Кубе, США ответили угрозой вторжения на «остров свободы». Компромисс между Хрущевым и американским президентом Дж. Кеннеди был достигнутым буквально в последний момент. Ракеты с Кубы были вывезены, США, в свою очередь, гарантировали ее безопасность и демонтировали направленные на СССР ракеты в Турции. Непросто развивались отношения и со странами социалистического лагеря. В 1955 г. был создан военно-политический союз стран — участниц Варшавского Договора (СССР, Польша, Венгрия, Румыния, ГДР, Чехословакия, Болгария, Албания), обязавшихся координировать свою оборонную политику и вырабатывать единую военную стратегию. Противовес НАТО, наконец, появился. Урегулировав свои противоречия с Югославией, СССР заявил о готовности считаться с национальными особенностями стран социализма. Но уже в 1956г. советское руководство пошло на попятную. Антикоммунистическое восстание в Будапеште было подавлено при помощи советских вооруженных сил. С этого времени СССР вернулся к чрезвычайно жесткой политике по отношению к социалистическим странам, требуя от них твердой приверженности советской модели социализма. Между тем критика культа личности Сталина не была поддержана руководством Китая и Албании. Китайская коммунистическая партия претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул территориальные претензии к СССР, а в 1969г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 1964—1985 гг. СССР в отношениях с социалистическими странами придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов. Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния. В начале 1980-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех. Вторая половина 60-х — 70-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией. В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Наконец, в 1975г. в Хельсинки 33 государства, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Разрядка была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и I НАТО заходили в тупик.


ЛИТЕРАТУРА

 

  1. СССР и холодная война. Документы. - М., 1995г
  2. Поляк Г.Б. Послевоенное восстановление народного хозяйства. - М., 1986.
  3. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. - М., 1992.
  4. Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917-1991. - М., 1993.
  5. Хрущев Н.С. О культе личности и его последствиях // Известия ЦК КПСС. 1989. № 3.
  6. Программа КПСС. Принята ХХII съездом КПСС. - М., 1976.
  7. Медведев Р. Н.С. Хрущев: Политическая биография. - М., 1990.
  8. Зубкова Е.Н. Общество и реформы. 1945-1964 гг. - М., 1993.
  9. Отечественная история: учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы – М., 2005.
  10. Нарежной А. И. Репетитор по истории отечества. Учебное пособие для абитуриентов. – Ростов- на - Дону: Феникс, 2002.
Сколько до сессии?
Декабря 2016 Января 2017
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Поиск
Программы в помощь