Get Adobe Flash player
Главная Экономика Управленческий учет Проблемы учета затрат и калькулирования себестоимости услуг автотранспортного предприятия

Проблемы учета затрат и калькулирования себестоимости услуг автотранспортного предприятия

Скачать

 

Оглавление

 

Введение. 3

1. Классификация и экономическая сущность затрат предприятия. 4

1.2 Сущность затрат, элементы производственных затрат в автотранспортных предприятиях. 4

1.2 Классификация затрат, ее назначение в управленческом учете. 7

1.3 Понятие «место возникновения затрат», «носитель затрат», «объект затрат», «центр затрат». 12

2. Учет затрат на автотранспортных предприятиях. 14

2.1 Учет работы автомобильного транспорта. 14

2.2 Синтетический учет расходов на эксплуатацию автотранспорта. 15

2.3 Аналитический учет расходов. 18

2.4 Проблема калькулирования себестоимости автомобильных перевозок. 20

Заключение. 26

Список литературы.. 27


Введение

«В производственной деятельности потребительской кооперации значительная роль отводится автомобильному транспорту, так как он является необходимым звеном в общем процессе производства, заготовки и переработки продукции, розничного товарооборо­та.

Автотранспортные предприятия потребительской кооперации представляют собой предприятия комплексного типа, осуществляю­щие перевозку грузов, хранение, техническое обслуживание и ре­монт автомобилей, а также снабжение его эксплуатационными мате­риалами».

Автотранспортные предприятия бывают пассажирские, грузовые и специальные (скорая медицинская помочь, коммунальное обслужи­вание), смешанные (пассажирские и грузовые).

По целевому назначению и характеру производственно-хозяй­ственной деятельности различают:

а) автотранспортные предприятия общего пользования, кото­рые находятся в подчинении Министерства автомобильного тран­спорта;

б)    автотранспортные предприятия различных министерств и ведомств.

Предприятия общего пользования осуществляют перевозки гру­зов для предприятий и организаций всех отраслей народного хо­зяйства. Б отличие от этого предприятия потребительской коопе­рации осуществляют перевозки для организаций и предприятий системы. По роду выполняемых работ автотранспортные предприятия потребительской кооперации в основном являются грузовыми.

Состав автопарка автохозяйств потребительской кооперации в корне отличается от автохозяйств общего пользования. в сос­таве автопарка потребительской кооперация большой удельный вес занимают специализированные машины для доставки товаров народного потребления.


1. Классификация и экономическая сущность затрат предприятия

1.2 Сущность затрат, элементы производственных затрат в автотранспортных предприятиях

 

«Затраты, возникающие в ходе текущей производственной деятельно­сти предприятия, являются одним из основных объектов управленче­ского учета. Информация о производственных затратах, формируемая в управленческом учете, важна для организации эффективного управ­ления ими. Основная цель управления производственными затратами на предприятии заключается в установлении рациональности, опти­мизации суммы и уровня затрат, обеспечивающих достижение преду­смотренных объемов прибыли»[1].

Формирование информации о производственных затратах в управленческом учете основано на разработке соответствующей их класси­фикации, анализе поведения затрат, контроле и определении способов их снижения. В управленческом учете в зависимости от целей и задач управления при классификации затрат выделяют различные основа­ния (признаки). При этом основополагающим принципом, на котором строится научно обоснованная классификация затрат, служит прин­цип разграничения понятий «затраты» и «расходы».

Различие между «затратами» и «расходами» касается фактора времени.

Расходы – стоимость использованных ресурсов, которые полностью израсходованы или «потрачены» в течение определенного периода для получения дохода. Этот период не обязательно совпадает с моментом действительной оплаты ресурса.

Затраты – денежная оплата приобретенных товаров или услуг, которая со временем будет вычтена из прибыли (списана в расходы). В балансе они отражаются как активы.

Таким образом, расходы – это часть затрат, понесенных предприя­тием в связи с получением дохода.

Текущая производственная деятельность предприятия сопровожда­ется затратами различного вида и относительной значимости. «К основ­ным элементам производственных затрат относят следующие.

1. Прямые затраты на материалы – сырье и материалы, используе­мые в производственном процессе. Физически они включаются в готовый продукт, и процесс их превращения в конечную продук­цию можно проследить.

2. Прямые затраты на заработную плату – основная заработная пла­та, дополнительные выплаты и отчисления в фонды социального страхования от заработной платы основных производственных ра­бочих, труд которых непосредственно связан с производственным процессом изготовления продукции или оказанием услуг.

Производственные накладные расходы относятся к производствен­ной деятельности и включают три вида затрат:

  • косвенные затраты на материалы – затраты на материалы, кото­рые требуются для производственного процесса, но не становят­ся составной частью готового продукта;
  • косвенные затраты на труд – затраты на содержание персонала, не связанного непосредственно с изготовлением продукции, но услуги которого необходимы для осуществления производствен­ного процесса (мастера, бригадиры, начальники производствен­ных подразделений, контролеры, кладовщики);
  • другие накладные расходы – расходы на содержание и эксплуа­тацию оборудования, общепроизводственные расходы, в частно­сти амортизация производственных помещений и оборудования, коммунальные услуги, затраты подразделений, обслуживающих основное производство»[2].

Прямые затраты в момент их возникновения относят непосредствен­но на готовый продукт (объект калькулирования) на основе первич­ных документов (накладных, нарядов).

Производственные накладные расходы не могут быть отнесены в момент их возникновения прямо на готовый продукт. Для этого они должны быть предварительно собра­ны и затем расчетным путем распределены с последующим их включе­нием в себестоимость изделия (работ, услуг).

«Себестоимость производства единицы продукции рассчитывают делением производственной себестоимости готовой продукции на коли­чество произведенной продукции. В некоторых случаях при рассмотрении затрат и определении себестоимости единицы продукции пря­мые трудовые затраты объединяют с общепроизводственными расхо­дами, образуя группу добавленных затрат (затраты на обработку). Списание производственных затрат на уменьшение выручки определяется фактом выпуска продукции и ее отгрузкой»[3].

Накладные общехозяйственные расходы не связаны непосредственно с производственным процессом. Они возникают при управлении предприя­тием в целом и связаны с административно-управленческими и коммер­ческими расходами. В управленческом учете данные расходы называют расходами отчетного периода. Расходы периода не относятся к определен­ному объему производства, не накапливаются в незавершенном производ­стве, их не учитывают при определении себестоимости производства еди­ницы продукции. Расходы периода всегда относятся на месяц, квартал, год, в течение которых они были произведены. Они не проходят стадию запасов, а сразу же оказывают влияние на исчисление прибыли. В отчете о прибылях и убытках расходы периода вычитают из выручки как расходы, не принимаемые в расчет при калькулировании.

В настоящее время в бухгалтерском учете все доходы должны соот­носиться с затратами на их получение, называемыми расходами (принцип соотнесения доходов и расходов). Производственные затраты и накладные общехозяйственные расходы в совокупности составляют полную себестоимость продукции (работ, услуг).

Формирование полной себестоимости продукции отвечает принци­пам внешнего финансового учета и служит целям налогообложения прибыли как финансового результата деятельности организации.

В управленческом учете анализ полной себестоимости продукции имеет значение для формирования конкурентоспособной ценовой по­литики организации.

1.2 Классификация затрат, ее назначение в управленческом учете

«Для эффективного управления затратами в управленческом учете раз­работана соответствующая классификация затрат. Эта классификация используется в процессе учета, анализа, калькулирования, планирования и контроля затрат.

Затраты на производство можно группировать по ряду признаков: экономическим элементам и назначению, способу отнесения на себестоимость, их составу, отношению к объему производства, по степени охвата планом, месту возникновения и центрам ответственности»[4].

Классификация затрат по экономическим элементам включает сле­дующую группировку затрат:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • расходы на социальные нужды;
  • амортизационные отчисления;
  • прочие расходы.

Каждый из названных видов затрат в рамках данного предприятия не делится на составные слагаемые и поэтому выступает в качестве первич­ного однородного элемента расходов. Номенклатура элементов затрат одинакова для всех отраслей экономики. Особенность данной номенкла­туры состоит в том, что по каждому элементу затрат показывается весь расход на производство за отчетный период независимо от цели и места.

Классификация затрат по экономическим элементам позволяет опре­делять и анализировать структуру текущих издержек производства и обращения. В зависимости от удельного веса того или иного элемента в общей сумме затрат конкретные производства относят к материалоемким (с высоким удельным весом материальных затрат в себестоимости), трудоемким (высока доля затрат на оплату труда), фондоемким (преоб­ладает амортизация основных средств). Кроме того, анализ структуры себестоимости позволяет определить имеющиеся у предприятия резер­вы по ее снижению.

Учет затрат по назначению ведется в постатейном разрезе, перечень статей устанавливается для отдельных отраслей экономики исходя из особенностей технологии и организации производства.

По статьям осуществляются текущий учет производственных затрат и калькулирование полной себестоимости выпускаемой продукции.

В настоящее время в учете предлагается использовать две группы счетов. Согласно требованиям п. 8 Положения по бухгалтерскому уче­ту «Расходы организации» (ПБУ 10/99), при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группи­ровка по элементам, перечень которых строго определен. Для целей управления организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых организация устанавливает самостоятельно.

В управленческом учете классификация затрат весьма разнообраз­на.

По экономической роли в про­цессе производства затраты делятся на основные и накладные.

Основными считаются затраты ресурсов, связанные непосредствен­но с технологическим процессом изготовления продукции, т. е. расхо­ды, без которых технологический процесс не может осуществляться. Накладными называются затраты, связанные с организацией, управ­лением и обслуживанием производства.

В зависимости от способа отнесения затрат на себестоимость ис­пользуется классификация затрат на прямые и косвенные. К прямым затратам относят прямые материальные и прямые затраты на оплату труда, связанные с изготовлением одного определенного вида изделия. Их непосредственно относят на себестоимость соответствующих про­дуктов. Косвенными называют расходы, связанные с изготовлением нескольких видов изделий или с различными стадиями обработки изделий. Косвенные расходы учитываются обычно по месту их возник­новения и распределяются между отдельными видами продукции пропорционально выбранной базе (основной заработной плате про­изводственных рабочих, количеству отработанных станкочасов, ко­личеству прямых материальных затрат и т. п.).

«По отношению к объему производства затраты подразделяют на пе­ременные и постоянные. Переменные затраты возрастают или умень­шаются пропорционально объему производства продукции, т. е. в за­висимости от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как основные производственные, так и косвенные наклад­ные непроизводственные расходы. Примером производственных пере­менных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты. К непроизводственным переменным затратам мож­но отнести расходы на упаковку готовой продукции, предназначен­ной для реализации, транспортные расходы, комиссионное возна­граждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продаж»[5].

Производственные затраты, которые остаются практически неиз­менными в течение отчетного периода и не зависят от деловой актив­ности предприятия, называются постоянными производственными затратами.

Классификация затрат на переменные и постоянные, ана­лиз динамики этих затрат по отношению к объему производства со­ставляют сущность системы управленческого учета «директ-кост». Деление затрат на переменные и постоянные зависит от продолжи­тельности периода и величины изменения объема производства. На практике редко можно встретить затраты, по своей сути являющиеся исключительно постоянными и переменными. В большинстве случаев издержки являются условно-переменными (или условно-постоянны­ми) и содержат как переменные, так и постоянные компоненты. В тео­рии и практике управленческого учета существуют методы, позволяю­щие решить задачу деления затрат на переменные и постоянные.

Процесс принятия управленческого решения предполагает сравне­ние нескольких альтернативных вариантов с целью выбора наилучше­го из них. При формировании, оценке и интерпретации альтернатив­ных вариантов возникает проблема представления именно того состава затрат и определения их уровней, которые в наибольшей сте­пени отражают существенные характеристики управленческих реше­ний. По функциональным задачам управления в целях планирования, контроля, регулирования в управленческом учете разрабатываются следующие виды классификации затрат.

1. Затраты, принимаемые в расчетах при оценках, – это будущие затраты, которые подвержены влиянию принимаемого решения. Процесс принятия решений усложняется, когда рассматривается большое количество вариантов, отличающихся друг от друга по иным показателям. Поэтому целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а лишь те, которые от варианта к вариан­ту меняются.

2. Безвозвратные затраты, или затраты истекшего периода, – это стоимость уже приобретенных в результате ранее принятого ре­шения ресурсов, когда выбор в пользу какой-то альтернативы не может повлиять на сумму данных затрат. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии будущих решений.

3. Вмененные затраты (упущенная выгода) характеризуют возмож­ность, которая потеряна или которой жертвуют, когда выбор ка­кого-то варианта действий требует отказа от другого (т. е. вариан­ты являются альтернативными). Понятие «вмененные затраты» применимо только в случае ограниченности ресурсов.

4. Инкрементные (приростные) затраты представляют собой допол­нительные затраты, возникающие в результате изготовления до­полнительной группы единиц продукции. В инкрементные затра­ты могут включаться или не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как инкрементные затраты.

5. Маржинальные затраты – дополнительные затраты на единицу продукции. Маржинальные затраты обычно различны при раз­личных объемах производства, так как изменяется эффектив­ность производственного процесса. Они на единицу продукции уменьшаются с увеличением выпуска.

Данный подход классификации применяется в управленческом уче­те и к доходам.

Регулируемые и нерегулируемые затраты – затраты, регистрируе­мые по отдельным участникам производства (центрам ответственно­сти). Регулируемые затраты – предмет регулирования со стороны ме­неджера, сфера ответственности которого связана с этими затратами. Анализ регулируемых затрат необходим для определения отклонений фактических затрат от плановых.

Ни один из представленных вариантов классификации затрат в управленческом учете не рассматривается в качестве эталонного. Иде­альных подходов к классификации затрат, применяемых во всех случа­ях жизни, не существует. В разных хозяйственных ситуациях при при­нятии решений необходима различная информация о затратах. Именно поэтому одним из принципов управленческого учета является принцип различной классификации затрат для различных целей управления.

 

1.3 Понятие «место возникновения затрат», «носитель затрат», «объект затрат», «центр затрат»

 

На каждом предприятии может существовать своя система управленческого учета. С позиций построения и организации внутренней учетной системы большое значение имеет группировка затрат по месту их возникновения, носителям, объектам и центрам.

Объект затрат – организационное подразделение, контракт или дру­гая учетная единица, по которой собираются данные о затратах и измеря­ется стоимость процессов, продукции, работ, проектов капиталовложений и т. д. По объектам затрат выделяют методы калькулирования себестои­мости – позаказный, попроцессный (попередельный) и т. д.

Носители затрат – виды продукции (работ, услуг) данного пред­приятия, предназначенные для реализации на рынке. Эта группировка необходима для определения себестоимости продукции.

Место возникновения затрат – структурные единицы, производ­ственные подразделения, в которых происходит первоначальное по­требление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цеха и т.п.). Необходимость выделения мест возникновения затрат связана с проблемой разделения затрат на постоянные и переменные, так как один и тот же вид затрат в разных местах ведет себя по-разному по от­ношению к изменению объема производства (например, заработная плата вспомогательных рабочих может иметь переменный характер в одном месте, в другом – полупеременный, в третьем – практически не меняется с изменением объема производства).

Особенность планирования и учета затрат по местам возникнове­ния состоит в том, что затраты в данном месте являются для него пря­мыми, постоянные затраты не распределяются между носителями за­трат. При организации учета в разрезе мест возникновения затрат по системе «директ-кост» исчезает само понятие косвенных расходов. Накладные расходы мест возникновения затрат становятся прямыми по отношению к данному месту.

Затраты в местах возникновения подразделяются только на посто­янные и переменные, и калькулирование себестоимости носителей затрат ограничивается переменными затратами, т. е. определяется про­изводственная себестоимость продукции (работ, услуг).

Центр затрат – организационная единица или область деятельно­сти, где целесообразно накапливать информацию об издержках на приобретение активов (входящих в затраты) и расходах (затраты на выходе). В пределах этого центра менеджер несет ответственность за понесенные расходы.

Внутренняя учетная система предприятия представляет собой си­стему по учету расходов и доходов, как в рамках центра ответственно­сти, так и между отдельными центрами. Поэтому к объектам управлен­ческого учета относятся не только затраты, но и результаты, которые могут также учитываться по местам возникновения затрат и по носите­лям затрат. Показатели выполнения работ помогают оценить вклад каж­дого структурного подразделения (центра ответственности) в прибыль предприятия, а также то, насколько его деятельность соответствует по­ставленным целям организации.

В процессе сопоставления затрат и результатов различных центров ответственности выявляется эффективность производственно-хозяйственной деятельности организации. Для обеспечения хозяйственных связей между центрами ответственности создается система трансферт­ного (внутрифирменного) ценообразования. Трансфертная цена – это цена, используемая при расчете между внутренними структурными подразделениями организации за передаваемые друг другу продук­цию, работы, услуги.

Администрация самостоятельно решает, какой метод учета (калькулирования) затрат применять, насколько детализировать места возникновения затрат и как их увязывать с центрами ответственности. Часто места возникновения затрат совпадают с центрами затрат.

 


2. Учет затрат на автотранспортных предприятиях

2.1 Учет работы автомобильного транспорта

 

В целях рационального использования автомобильного тран­спорта организация его работы осуществляется на основе заклю­ченных договоров. В соответствии с ними заказчики накануне, но не позднее дня. предшествующего дню перевозки, делают заказы на перевозку груза. На основании заказов автохозяйства состав­ляют маршрут автомобилей, выписывают путевые листы, которые яв­ляются основным документом учета работы автомобилей, На автопредприятиях применяют следующие формы путевых листов:

4-с – для грузовых автомобилей, работающих по тарифу сдельной оплаты;

4-п – для грузовых автомобилей при выполненной работы по перевозке грузов по повременному тарифу;

4-м – для автомобилей по междугородней перевозке гру­зов;

3 – для легковых автомобилей;

6 – для автобусов;

ЗСМ - 2 – для специальных строительных машин

Бланки путевых листов являются бланками строгой отчет­ности, имеют серию и учетный номер, хранятся в сейфе авто­хозяйства и выдают их под расписку лицу ответственному за организацию эксплуатации автотранспорта (заведующему гаража, началь­нику эксплуатации, диспетчеру).

Путевые листы выдают водителям на один рабочий день, сме­ну. На более длительные сроки путевые листы выдают водителям, осуществляющим междугородние перевозки.

Путевой лист состоит из ряда разделов. На лицевой стороне путевого листа записывают дату выдачи, автоколонну, бригаду, за которыми числиться автомобиль, государственный номер, тип, гаражный номер, номер удостоверений и класс груза.

В отдельном разделе "Задание водителю" указывают» в чье распоряжение направляется автомобиль, время прибытия к месту назначения, наименование груза, откуда взять и куда его доставить, расстояние перевозки, количество поездок, сколько перевезено тонн груза и количество топлива по норме необходимое для выполнения задания.

Выданные путевые листы регистрируют в журнале учета дви­жения путевых листов типовой межведомственной формы 8.

При выезде автомобиля на линию механик проверяет техни­ческое состояние автомашины, отмечает в путевом листе остаток топлива в баке   и подписывает путевой лист.

2.2 Синтетический учет расходов на эксплуатацию автотранспорта

 

Расходы и доходы по автомобильному транспорту учитываются на счете 20 "Основное производство".

Затраты на эксплуатацию и содержание автомобильного тран­спорта учитываются по отдельным объектам, статьям и элементам, что обеспечивает контроль за выполнением плана по объему пе­ревозок и уровнем затрат, выявление резервов роста производи­тельности труда а снижения себестоимости работ и услуг.

Для правильного построения бухгалтерского учета затрат на эксплуатацию транспорта и достоверного исчисления себестоимости перевозок, осуществляющихся различными типами автомобилей, необ­ходимо, учитывая особенности технологии и организации тран­спортного процесса в автохозяйствах, выделять экономически обос­нованные объекты учета затрат на производство; определять сос­тав производственных расходов; применять в учете экономически обоснованные методы распределения накладных расходов по объек­там исчисляемой себестоимости.

 

 

Объектами учета затрат на эксплуатацию транспорта в авто­хозяйствах являются:

  • расходы и доходы по эксплуатации транспор­та;
  • расходы и доходы по эксплуатации и погрузочно-разгрузочным работам;
  • расходы и доходы по эксплуатации транспорта;
  • по обслуживанию и управ­лению транспортным процессом;

Большая часть затрат на эксплуатацию транспортных средств непосредственно связана с затратами труда на выполняемых рабо­тах по перевозке грузов конкретными типами автомобилей. К ним относятся затраты по оплате труда, топлива, амортизации, те­кущего ремонта.

Эти затраты связаны с перевозками, выполняемыми отдель­ными типами автомобилей (самосвалы, грузовые, специальные, ав­тобусы и т.д.).

В транспортном процессе расходуются средства и предметы труда. Все средства труда свою стоимость на транспортные издер­жки передают частями в виде амортизационных отчислений и отра­жаются на затратах по эксплуатации отдельных типов автомобиль­ного транспорта. Амортизацию по автомобилям относят на соот­ветствующие виды перевозок. Амортизацию по зданиям гаражей, автомобильных стоянок, оборудования, смотровых ям отнести на определенный вид перевозок не представляется возможным, поэто­му ее учитывают в составе накладных расходов на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

В автохозяйствах отдельные вида затрат обусловлены необ­ходимостью хозяйственного обслуживания транспортных процессов и выполнением работ по организации и управлению транспортным процессом. Это расходы по оплате труда инженерно-технического персонала; по охране труда и технике безопасности, на противо­пожарное обеспечение, охрану имущества; повышение квалификации кадров и др. Эти расходы в учете отражаются обособленно на сче­те 26 «Общехозяйственные расходы».

Учет накладных расходов ведется с подразделением на: расходы по содержанию аппарата управления; расходы по содержа­нию служебных легковых автомашин, обслуживающих автохозяйство; расхода на содержание охраны, общепроизводственные расходы, на­логи и отчисления, непроизводственные расходы. В конце месяца накладные расходы распределяются и включа­ются в себестоимость перевозок автомобильного транспорта, дру­гих транспортных средств, экспедиционных и погрузочно-разгрузочных работ. Распределение накладных расходов производится пропорционально основной оплате труда работников ведущих профессий (водителей, экспедиторов, грузчиков).

В составе расходов по эксплуатации автомобильного тран­спорта имеются расхода, относящиеся к нескольким отчетным, пе­риодам. Это уплаченные налоги и сборы, сумма подписки на тех­ническую литературу, уплаченная арендная плата. Все эти расхо­да учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов", ежеме­сячно списываются на транспортные издержки равномерными долями в течение срока, к которому они относятся.

По истечение месяца на счете 20 "Основное производство", в предприятиях, находящихся на самостоятельном балансе, по дебету будут отражены все расходы по эксплуатации автомобильного транспорта. В течение учетного периода на дебет этих счетов относятся основные затраты в кор­респонденции со счетами: 10 «Материалы», 02 «Амортизация основных средств», 26 "Общехозяйственные расходы", 70 "Расчеты по оплате труда" - на сумму основной и дополнительной оплаты труда водителей, слесарей, занятых на текущем ремонте; 69 "Расчеты по страхованию" - на сумму отчислений органам социального стра­хования, произведенным на фактически начисленную заработную плату; 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стои­мость выполненных работ по текущему ремонту сторонними органи­зациями; 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", – на стоимость электроэнергии, полученной от энергосетей, воды, полученной – от водохозяйств, и др.

Таким образом, на дебете счета 20, отражаются все расходы, составляющие фактическую себестоимость выполненных перевозок и услуг автохозяйства, по кредиту – фактическая себестоимость услуг, выполненных грузовым транспортом для нужд автохозяйства.

2.3 Аналитический учет расходов

Для управления транспортным процессом информации синтети­ческого учета недостаточно. Необходимо знать, сколько затрачено трудовых и материальных средств конкретно на каждый вид оказываемых услуг. Поэтому наряду с синтетическими счетами в системе бухгалтерского учета применяют аналитические счета.

Важнейшее место в экономической реформе, проводимой в нашей стране, занимает хозрасчет, внедрение режима экономии в расходование средств на производство продукции и получение максимальной прибыли от ее реализации.

В автохозяйствах потребительской кооперации хозяйственный расчет содействует экономному расходованию топлива, удешевле­нию ремонта, увеличению пробега автомобильных шин, ликвидации непроизводительных потерь, сокращению расходов на содержание аппарата управления.

В повышении эффективности хозрасчета важное место принад­лежит организации внутрихозяйственного расчета, К внутрихозяй­ственным подразделениям относятся автоколонны (автоотряды) и вспомогательные звенья (мастерские, профилактории технического обслуживания и др.). В этой связи учет затрат по эксплуатации автомобильного транспорта необходимо вести по хозяйственным подразделениям.

Большое распространение на автотранспортных предприятиях получили бригадный, коллективный и   арендный подряд.

Бригады коллективного подряда выполняют комплексные авто­мобильные перевозки, объединяющие погрузочно-разгрузочные и эксплуатационные операции и перевозку грузов. Организация ра­боты этих бригад влияет на производственные показатели всего хозрасчетного автотранспортного предприятия, поэтому учет дол­жен строиться в разрезе этих бригад по суженному кругу показа­телей и статьям затрат. В условиях хозяйственного расчета объ­ектами аналитического учета расходов и доходов по эксплуатации автомобильного транспорта являются затраты на услуги, выполня­емые отдельными автоколоннами, автоотрядами, вспомогательными производствами.

Кроме услуг, оказываемых автомобильным транспортом в аналитическом учете выделяют "Расходы по эксплуатаци­онным и погрузочно-разгрузочным работам".

Внутри автоколонны открывают аналитические счетаs по гру­зовым автомобилям, работающим на сдельном тарифе, на повременном; автомагазинам и автокеросиновозкам; легковым автомобилям предоставляемым по договору; автобусам и т.д.

Учет расходов по эксплуатации по каждой из этих групп машин ведется по статьям:

01 "Основная и дополнительная оплата труда водителям;

02 "Отчисления на социальное страхование";

03 "Топливо";

04 "Смазочные и прочие эксплуатационные материалы";

05 "Износ и ремонт автомобильных шин, покрышек и камер;

06 "Отчисления в ремонтный фонд основных средств";

07 "Амортизационные отчисления по автомобилям и прице­пам";

06 "Накладные расходы".

 


2.4 Проблема калькулирования себестоимости автомобильных перевозок

 

Основные принципом учета затрат на производство и каль­кулирование является группировка одних я тех же затрат на ав­томобильные перевозки в двух направлениях – по экономическим элементам и целевому назначению.

Элементами затрат на автомобильном транспорте являются основная и дополнительная оплата труда, горючее, износ авто­мобилей, износ автомобильной резины и др.

Для калькулирования затраты на производство группируются но элементным и комплексным статьям калькуляция.

Под калькуляцией себестоимости автоперевозок понимается определение суммы затрат по отдельным статьям расходов и в целом по автохозяйству на условно принятую единицу автопере­возок:

перевозки на грузовых автомобилях, работающих по часовому тарифу, 10 автомобилечасов;

перевозки на грузовых автомобилях, работающих по сдель­ным тарифам, – 10 ткм; платный автотонно-чяс;

перевозки на легковых автомобилях – 10 машино-часов (или Машино–смен);

автобусные перевозки – 10 пассажиро-км;

авто­бусам, работающим по часовому тарифу – 10 машино-часов.

Себестоимость каждого вида перевозок определяют делением общей суммы расходов и по каждой статье затрат за отчетный период на количество выложенных за соответствующий период ткм, автомобиле-часов, пасажиро-км, платных автотонно-часов и т.д.

По своему назначению, способом составления, а также по времени, на которое они рассчитаны, калькуляции подразделяют на плановые, системные, нормативные, планово-расчетные и от­четные.

Плановая калькуляция - задание снижения себестоимости ав­топеревозок, на основе прогрессивных методов организации ра­боты подвижного состава, соблюдения режима экономии в расхо­дах на управление и обслуживание транспортного процесса.

Сметная калькуляция составляется на работы, выполняемые в ремонтной мастерской. В ней определяется себестоимость ре­монтов и себестоимость по выполнению разового заказа.

Планово-расчетная калькуляция необходима для внутрихо­зяйственного расчета. Она используется для бригад, автоколонн, переведенных на внутрихозяйственный расчет. Посредством этой калькуляции осуществляют контроль выполнения плана получения хозрасчетного дохода отдельными подразделениями автотранспорт­ного предприятия.

Нормативная калькуляция определяет нормативную стоимость транспортных работ по действующим технически обоснованным нор­мам материальных и трудовых затрат, а также накладным расхо­дам.

Нормативная себестоимость перевозок на различные периоды года устанавливается неодинаковая. Это обусловлено различием норм расхода горючего, ремонтных материалов в осенне-зимний, весенне-летний периоды.

Нормативная калькуляция себестоимости от плановой отли­чается, так как в ней отражаются нормы, фактически достигну­тые и утвержденные на предприятии, а в плановой калькуляции – нормы, определенные директивными указаниями плановых органов.

Расходы на обслуживание и эксплуатацию автомобильного транспорта играют неодинаковую роль в автомобильных перевоз­ках. Поэтому их делят на основные и накладные.

В зависимости от способа отнесения расходов на себестои­мость отдельных видов автомобильных перевозок они делятся на прямые и косвенные затраты.

Все затраты зависят от объема автомобильных перевозок, но не в одинаковой мере отрезаются на отдельных элементах их себестоимости»

Затраты, размер которых зависит от объема перевозок, на­зываются переменными.

Затраты, размер которых не пропорционален объему перево­зок, называются постоянными.

Затраты, зависящие от показателей постоянного характера и частично от объема транспортных работ, называются условно-постоянными (оплата труда шоферов).

В условиях хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости автотранспортных предприятии важное значение придается снижению себестоимости перевозок. Одним из путей снижения себестоимости перевозок является правильная организа­ция учета расходов по каждому автомобилю, что является обяза­тельным условием при работе на условиях арендного подряда. В автотранспортных предприятиях на условиях арендного подряда могут работать коллективы их структурных подразделений, груп­па работников (бригада), а также отдельные шоферы. Для учета доходов и расходов по каждому арендатору необходимо открывать лицевые счета.

Исходя из нормативного пробега и времени нахождения авто­мобиля на линии, рассчитываются доходы и расходы: доходы по действующим тарифам за пробег и авточасы, а также надбавка за спецавтомобиль; расходы (в разрезе статей) – по установленным нормам и расценкам – оплата труда водителей, горючее, смазоч­ные, обтирочные материалы, амортизационные отчисления, авторезина, текущий ремонт автомобиля, накладные расходы в размере удельного веса фактических расхо­дов за базовый период к плановым доходам.
В состав расходов включают также расходы на строительство и реконструкцию дорог и налог с владельцев транспортных средств.

Разница между суммой доходов и расходов составляет при­быль.                                             Сумма расходов по статьям: амортизация, накладные расхо­ды, строительство и реконструкция дорог, а также прибыль – составляют арендную плату за нормативный пробег.

Источником для покрытия расходов и уплаты арендной платы являются доходы арендатора, которые образуются за счет оплаты заказчиками счетов за перевозку грузов и другие услуги, оплата транспортных услуг населению, полученных с заказчиков, штрафов и др.

Полученные арендатором доходы расходуются на уплату автотранспортному предприятию арендной платы, возмещение матери­альных затрат, включая технический осмотр и ремонт, уплату штрафов и другие затраты по содержанию и эксплуатации автомо­биля (оплату труда, очередных, учебных отпусков, отчисления на социальное страхование), отчисления в фонд социального разви­тия автропредприятия и профсоюзному комитету на культурно-мас­совые мероприятие.

Для учета работы водителей-арендаторов необходимо по каж­дому открывать карточки учета работы автомобиля и учета зат­рат с детализацией, установленной плановыми нормативами, и производить сопоставление их с фактическими данными по основ­ным эксплуатационным показателям.

На основании данных первичных документов затраты группи­руются по видам перевозок, статьям и отдельным элементам.

Автомобильные предприятия составляют отчетную калькуля­цию, где в отдельном разделе приводится себестоимость авто­мобильных перевозок по статьям затрат.

Общая сумма расходов по отдельным статьям переносятся в отчетную калькуляцию из данных аналитического учета.

Однородные по своему экономическому содержанию элементы расходов на автомобильные перевозки объединяются в одну каль­куляционную статью.

Отчетную калькуляцию составляют по следующей номенклату­ре калькуляционных статей затрат:

  1. оплата труда;
  2. отчисления на социальное страхование;
  3. топливо;
  4. смазочные и прочие материала;
  5. ремонт и техническое обслуживание;
  6. амортизация;
  7. накладные расходы;
  8. всего.

В отчетной калькуляции отражают выполненный объем работ, сумму доходов по тарифу на автоперевозки, отклонение между доходами и расходами (+ –). Превышение доходов над расходами (прибыль) записывают со знаком «+», а превышение расходов над доходами «–» (убыток).

Как отмечалось выше, работа автомобильного транспорта измеряется натуральными показателями в тоннах и тонно-кило­метрах. Однако производительность, выраженная в тонно-кило­метрах, недостаточно отражает эффективность использования ав­томобилей, так как на практике, как правило, производитель­ность по грузообороту не совпадает с производительностью по объему перевезенного груза.

В науке и на практике давно уже пытаются устранить недос­таток в учете работы автомобильного транспорта в тонно-кило­метрах с помощью различных поправочных коэффициентов.

Многие предприятия других отраслей народного хозяйства пользуются показателем грузооборота в приведенных тонна-ки­лометрах. Приведенные тонно-километры определяются как произ­ведение перевезенных тонн на километры плюс количество груза, умноженное на 8.

Автотранспортные предприятия пользуются показателем "до­ходы ост автотранспортных перевозок". В данном случае объем перевозок оценивается по тарифам. Этим же показателем пользу­ются и автопредприятия потребительской кооперации.

Однако результаты работы автомобильного транспорта, рассчитанные по донным показателям, не дают возможности объективно определить эффективности работы автомобилей по установленным показателям, они не отражают использования автомобильного транспорта во взаимосвязи с особенностями хозяйственной дея­тельности организаций и предприятий потребительской кооперации.

Для автопредприятий потребительской кооперации наиболее приемлем показатель работы автотранспорта – нормативное время. Показатель выработки автомобилей, выраженный в нормо-часах, слагается из нормативного времени, определенного на объем перевозок (т) и нормативного времени, затраченного на движение автомобиля в обе стороны, т.е. пробег. Применение этого показателя будет способствовать сокращению простоев, а также холос­тых пробегов при доставке товаров в торговые предприятия. Се­бестоимость нормо-часа определяется путем деления всех затрат на эксплуатацию и содержание отдельных групп единиц автомоби­лей на количество отработанных нормо-часов.


Заключение

 

В настоящей курсовой работе подробно освещены проблемы учета затрат и калькулирования себестоимости услуг автотранспортного предприятия. Рассмотрен традиционный подход к калькулированию с включением всех за­трат.

Для принятия управленческих решений более эффективно исполь­зовать маржинальный подход, так как он лучше показывает влияние из­менения объема производства продукции на величину прибыли.

Для принятия обоснованных управленческих решений необходимо иметь информацию о себестоимости производства единицы продукции.

В зависимости от специфики производства используют два основ­ных метода калькулирования себестоимость единицы продукции: позаказный – для индивидуального и мелкосерийного производства и попроцессный – для серийного массового производства. Подробно про­анализирована специфика этих методов. Рассмотрены определение прямых материальных и трудовых затрат, распределение общепроиз­водственных расходов, бухгалтерский учет затрат.

Позаказный и попроцессный методы калькулирования себестои­мости можно использовать и при учете полных, и при учете переменных затрат, а также при нормативном методе учета затрат.

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ и от 23. 07. 98 г. № 123-ФЗ.
  2. Гражданский кодекс РФ. — М.: Гном-Пресс, 1997.
  3. Положение о составе затрат по производству и реализации про­дукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результа­тов, учитываемых при налогообложении прибыли (Постановле­ние Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 с последующими до­полнениями и изменениями). Состав затрат, включаемых в себестоимость. — М.: Издательское объединение «Юратт», 1997.
  4. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ЗАО «Финстатининформ», 1999.
  5. Палий В. В., Палий В. Ф. Управленческий учет. - М.: ИНФРА-М, 1197
  6. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет -М.: Аудит; Юнити, 1997.
  7. Пашигорева Г. И., Савченко О. С. Системы управленческого учета. Краткий курс лекций. – СПб.: Издательский центр «Сервис», 200
  8. Пашигорева Г. И., Савченко О. С. Цели и задачи управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2000. № 19.
  9. Рахман 3., Шеремет А. Д. Бухгалтерский учет в рыночной эконо­мике. - М.: ИНФРА-М, 1996.
  10. Хонгрен Ч. Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. - М.: Финансы и статистика, 1995.
  11. ШимДж. К., СигелДж. Г. Методы управления стоимостью и ана­лиз затрат. — М.: информационно-издательский дом «Филинъ», 1996

[1] Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет

[2] Палий В. В., Палий В. Ф. Управленческий учет.

[3] Друри К. Введение в управленческий и производственный учет

[4] Пашигорева Г. И., Савченко О. С. Системы управленческого учета.

[5] Пашигорева Г. И., Савченко О. С. Системы управленческого учета.

Сколько до сессии?
Декабря 2016 Января 2017
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Поиск
Программы в помощь