Get Adobe Flash player
Главная Экономика Экономическая теория Внешнеэкономическая политика России

Внешнеэкономическая политика России

Скачать

Содержание

Введение..........................................................................................................................3

1. Внешнеторговая политика..........................................................................................4

2. Международное движение капиталов.........................................................................8

3. Основные принципы торговой политики РФ..........................................................10

4. Программа среднесрочного развития России в области

внешнеэкономической политики.................................................................................12

Заключение......................................................................................................................19

Литература.......................................................................................................................20

 

ВВЕДЕНИЕ

В связи с переходом России к рыночной экономике особенно остро перед страной стояла задача создания системы регулирования внешнеэкономических связей, соответствующей принятой в настоящее время в мире. Сложность решения этой проблемы состояла в том, что к 90-м годам прошлого века Россия подошла, не имея сложившейся системы внешнеэкономической политики. В результате следствием принятых в то время законодательных актов о либерализации внешнеэкономических связей стало возникновение неуправляемой торговли, что отнюдь не способствовало решению стоявших перед страной задач реформирования внутренней экономики, ее адаптации к требованиям современного рынка.

В то же время практика многих стран мира доказала непосредственную связь осуществления макроэкономических реформ с реформами внешнеэкономической политики. Для повышения конкурентоспособности и динамики экономического развития необходимо использование максимально эффективных средств регулирования внешнеэкономической деятельности, а также достижение большей открытости национальной экономики. Недостатки в системе регулирования внешнеэкономических связей, неадекватная структура капиталовложений, слабость институциональной структуры - все это отрицательно влияет на показатели макроэкономической стабильности.

Внешнеэкономическая политика предполагает целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими ВЭП являются: внешнеторговая политика (включая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того, ВЭП предполагает решение важных задач по географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны.

 

1. Внешнеторговая политика

Существует две экономических концепции в подходе к мировым связям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике – протекционизм и свободная торговля. Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.

Для национальных экономик большая открытость либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И напротив в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма.

Синонимом процветания экономики является высокий экспортный потенциал страны, производство конкурентоспособной продукции. Но вполне разумное стремление государства увеличивать экспорт, а не импорт товаров можно рассматривать и как парадокс — нация сознательно стремится отдавать товары, а не получать их.

В условиях открытой экономики внешние факторы — экспорт, импорт, иностранные инвестиции влияют на производство, уровень доходов  и занятость внутри страны, и следовательно, с помощью внешних факторов можно влиять на макроэкономическое равновесие. Экспортиру­емые товары действительно потребляют ино­странные граждане, но экспорт дает импульс росту националь­ного производства, дохода и занятости. 

При оценке экономического состояния общества возникает необходимость в выявлении соотношения между импортом и экспортом страны. Это соотношение определяется при составлении платежного баланса страны, составной частью которого является торговый баланс. Здесь отметим, что обобщающим показателем платежного баланса является его сальдо — разница между импортными и экспортными его статьями. Превышение импорта из других стран над собственным экспортом дает отрицательное сальдо платежного ба­ланса и может привести к неприятным экономическим последствиям, например, внешнеторговому дефициту. Для оплаты по­следнего страна вынуждена делать долги. Для погашения долгов чаще всего приходится уменьшать внутренне потребление.

Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятель­ности, можно условно разделить на три большие группы:

— таможенные тарифы;

— нетарифные ограничения;

— формы стимулирования экспорта.

Уже из названия явствует, что все они имеют изначально про­текционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внут­ренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих меж­дународных правил. Это касается и такой важнейшей составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы, как тарифное регулирование.

Таможенный тариф на импорт.

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая самой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых черех границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

Таможенный тариф в узком смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной наменклатурой внешнеэкономической деятельности.

На величину импортной пошлины возрастают издержки произво­дителя, а следовательно, и цена, по которой импортер будет про­давать свой товар.

Очевидно, что увеличение импортных пошлин негативно от­ражается в первую очередь на потребителях

Местные производители при введении им­портных пошлин могут продавать свой товар по более высокой цене и увеличивать объем продаж. Потребители сократят поку­паемое количество более дешевого импортного товара и вынуж­дены будут увеличить потребление более дорогого местного.

Данная ситуация приводит к менее эффективному использо­ванию ресурсов, поскольку возможность продавать товар по бо­лее высокой цене позволяет и производить его с более высокими издержками, т.е. происходит перетягивание ресурсов в менее эф­фективные отрасли.  

Однако интерес производителей в защитных пошлинах орга­низационно значительно легче отстоять, чем интерес потребите­лей. Кроме того, в качестве выигравшей стороны от тарифов выступает государство. Иначе говоря, увеличение расходов потребителя  увеличивает доходы государства.

Однако если за счет высокой пошлины увеличиваются цены на импортные сырье, материалы, оборудование, используемое местными производителями, то следствием высоких импортных пошлин может стать рост издержек у этих производителей, а далее, по известной схеме, рост цен и сокращение производства. У го­сударства в данной ситуации убытки от сокращения налоговых поступлений могут превысить доход от импортной пошлины.

Использование таможен­ных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию.

Итак, с точки зрения целевой направленности можно гово­рить о протекционистском или фискальном характере тарифов. Протекционистский характер тарифов используется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, поднимает тем са­мым национальные цены на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность и защищает внутренний рынок.

Цель фискальных пошлин — преимущественно обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту фун­кцию обычно выполняют пошлины на товар, который не произ­водят в данной стране. Как правило, они бывают не очень высо­кими.

Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленные развитые страны используют их редко, а в США налогооблажение экспорта запрещено конституцией.

Не тарифные методы регулирования

По сравнению с тарифными методами, наиболее расширенными формами и методами регулирования внешнеторговой деятельности являются не тарифные ограничения. Они представляют не меньшую угрозу либерализации торговли. К не тарифным  барьерам относятся разнообразные (насчи­тывают свыше 2000 различных видов) эконо­мические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

Квотирование

Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения является квота, или контенгент.  Квотирование (контенгирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном  выражении обьема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны ( экспортная квота ) за определенный период.

Государственное воздействие распространяется и на регули­рование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с га­рантией от национализации иностранной собственности, с дру­гой — защитить собственные интересы, например, через установ­ление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, перечни отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступ­ность информации и т.й.

Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного обьема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран ( так называемая генеральная лицензия).

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

Экспортные субсидии могут быть прямыми ( выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок ) и косвенными ( путем льготного налогооблажения, кредитования, страхования и т.п.).

Среди них можно отметить: льготное государственное кредитование экспорта (уменьшение ста­вок и удлинение сроков кредита), государственное страхование экс­портных кредитов, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые льготы для экспортеров. Используют также различные формы информационного и организационного содействия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение торгово-экономической информацией, развитие транспортной и информаци­онной инфраструктуры, организации ярмарок и выставок и т.п.

 

2. Международное движение капиталов

С появлением машинного производства специфика междуна­родного разделения труда начинает испытывать на себе все воз­растающее влияние международного движения капиталов, кото­рое, в самом общем виде, можно определить как движение финансовых потоков кредитов и обязательств из страны в страну. Вывоз капитала осуществляется как в предпринимательской форме (портфельные и прямые инвестиции в предприятия раз­личных отраслей), так и в ссудной (в виде займов). В условиях, когда международная конкурентоспособность во многом опре­деляется быстротой разработки и внедрения технологических изменений, усиливается значение вывоза капитала. Заемщики получают средства для инвестиционных вложений в настоящее время, а кредиторы — обязательства или акции, которые гаран­тируют им получение процентов или дивидендов в будущем.

Формы вывоза капиталов.

Многообразные формы вывоза капитала — прямые частные инвестиции, государственные займы, кредиты международных финансовых орга­низаций — стали важнейшей движущей силой, развивающей и углубляющей мирохозяйственные связи. При этом подходы к оценке этого явления весьма неоднозначны — от кон­куренции между странами за получение иностранного капитала и технологий до прямого ограничения иностранных инвестиций из опасений подрыва контроля над национальной экономикой. Подобная неоднозначность оценок характерна как для стран, при­нимающих капитал, так и для вывозящих. В экономической теории при оценке выгод международного кредитования отмечается, что движение капитала в поисках вы­сокой нормы дохода, прибыльных сфер инвестиций приводит к более производительному использованию капитала и обеспечи­вает более высокий уровень дохода не только для индивидуаль­ных держателей капитала, но и для мира в целом, ведет в конеч­ном счете к увеличению мирового продукта.

Прямые зарубежные инвестиции.

Среди форм международного движения капи­тала наиболее эффективным признается его движение в предпринимательской форме, в ча­стности, прямые зарубежные инвестиции. Их осуществляют как фирмы, имеющие националь­ную принадлежность, так и многонациональные фирмы.

Прямые и портфельные инвестиции — это приобретение акций или кредитование зарубежных предприятий. При портфельных инвестициях предприятие не принадлежит инвестору и непод­контрольно ему. Прямые зарубежные инвестиции имеют место, когда предприятия находятся в значительной степени в собст­венности инвестора или инвестор имеет возможность контроли­ровать деятельность зарубежного предприятия. Такой контроль предполагает использование управленческого опыта, торговой марки, технологий, знание рынка, что дает значительные эконо­мические преимущества фирмам, созданным на основе прямых инвестиций.

Экспорт капитала способствует появлению таких новых форм международных экономических связей как долгосрочная аренда оборудования (лизинг), субподрядные контракты на оказание ин­женерно-строительных работ (инжиниринг), технологических, фи­нансовых и других услуг. Новые формы в известной мере отра­жают эволюцию в способах использования иностранных капита­лов на территории тех или иных государств от владения полного или частичного к контрактным соглашениям, связанным с пере­дачей технологий, бытовых, информационных услуг. Отражают они и разницу в стратегических намерениях партнеров: для од­них — это достижение мирового лидерства, для других — пре­одоление отставания.

 

3. Основные принципы торговой политики РФ

На объемы, структуру и региональное распределение российского
экспортно-импортного обмена заметное влияние оказали меры государства по регулированию внешней торговли. В целом его основные
направления отвечают задачам российской экономики и внешней торговли, проведению начатых реформ. Примером может служить изданный в 1995 году закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Однако есть и негативные стороны – недоработанность многих аспектов нормативно-правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии отдельных решений.

Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств,вытекающих из международных договоров России.

В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и не тарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти. Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях:

  • обеспечения национальной безопасности РФ;

  • выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

  • защиты внутреннего рынка РФ.

В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля. Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых мы видим в растущих импортных пошлинах.

В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий. Механизм реализации программы предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта, пополняемого за счет получения бюджетных ссуд, формируемых путем отчислений от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование экспортоориентированных проектов.

Программа предполагает свести воедино и систематизировать меры содействия развитию машинотехнического экспорта. Программой предусмотрено умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств.

Среди других важных решений, касающихся стимулирования российских производителей экспортных товаров, необходимо также отметить проект постановления Правительства РФ « О создании системы кредитования производства экспортных товаров и страхования экспортных кредитов».

На объемы , структуру, и динамику экспорта в значительной мере влияют продолжающийся спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, динамика валютного курса рубля. При сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее структуры: растет доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем  доли изделий машиностроения ( в торговле с западными странами она вообще приближается к нулю ), в импорте резко возросла доля сырья и потребительских товаров при резком сокращении удельного веса оборудования и технологий. Именно последнее является основным фактором образования существенного активного сальдо во внешней торговле России за последнее время, стагнации инвестиционного процесса в стране.

 

4. Программа среднесрочного развития России в области внешнеэкономической политики

Российская экономика достаточно тесно интегрирована в мировую экономику. Ее рыночный статус признан многими торговыми партнерами, в том числе ЕС и США. Россия активно участвует в работе многих интеграционных группировок и международных организаций.

Вместе с тем, необходимо продолжить работу по повышению открытости экономики, более полной интеграции в мирохозяйственные связи. Сохраняется избыточный валютный контроль, не завершена реформа таможенной системы, ограничен доступ иностранных производителей на отдельные рынки. Без достижения более высокой степени открытости экономики невозможно обеспечение устойчивого экономического роста.

Необходимо сконцентрироваться на решении следующих задач:

  • защита стратегических интересов страны в международных экономических организациях;

  • реформирование систем таможенно-тарифного и валютного регулирования;

  • содействие экспорту российских товаров, прежде всего высокой степени переработки;

  • защита национальных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний;

  • создание условий для привлечения инвестиций в российскую экономику;

  • обеспечение благоприятного платежного баланса страны;

При этом нормативная и законодательная база во внешнеэкономической области должна максимально отвечать нормам и правилам ВТО.

Присоединение России к ВТО, с одной стороны, улучшит условия деятельности российских экспортеров на внешних рынках, а с другой стороны ускорит модернизацию российской экономики, благодаря формированию конкурентной среды и активизации импорта современных технологий.

Присоединение к Всемирной торговой организации.

Одной из важнейших задач на среднесрочную перспективу является завершение переговоров о присоединении к ВТО. Страна может стать полноправным членом ВТО, приняв на себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, уровня субсидирования сельского хозяйства, доступа на рынок услуг, а также в сфере законодательства и практики его применения.

Необходимым условием вступления в ВТО является завершение процесса приведения российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО. Это касается системы стандартизации и подтверждения соответствия, таможенного регулирования, законодательства в сфере интеллектуальной собственности, ряда других сфер.

Модернизация таможенной системы.

Российская таможенная система не полностью соответствует предъявляемым к ней требованиям, особенно в части решения задачи стимулирования экспорта продукции высокой степени переработки, защиты национальных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров, создания благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности. Необходимо также отметить, что действующий номинальный уровень тарифной защиты превышает эффективный уровень и соответственно ведет к увеличению количества недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности и «серого» импорта.

Что касается существующей системы таможенного администрирования, она не выполняет функции стимулирования добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, а создает различные препятствия и ограничения.

В связи с этим таможенная система нуждается в модернизации по целому ряду направлений:

  • приведение номинального уровня тарифной защиты в соответствие с ее сегодняшним эффективным уровнем;

  • повышение степени эффективности таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки с учетом текущей и желаемой структуры российской экономики;

  • кардинальная перестройка системы таможенного администрирования для обеспечения комфортности ведения легальной внешнеэкономической деятельности и эффективной защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции.

В области импортного тарифа следует ориентироваться на:

  • повышение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей российской промышленности за счет установления достаточно высокого уровня импортных пошлин на переходный период 5-7 лет;

  • сохранение необходимых уровней тарифной защиты отраслей, являющихся слабо конкурентоспособными;

  • поэтапную либерализацию доступа товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации;

  • быструю либерализацию импортного тарифа на товары, которые в России не производятся или производятся в недостаточном количестве и которые необходимы для модернизации российской экономики и снижения общеэкономических издержек.

Средневзвешенная ставка импортного тарифа в России снизится в этом случае и станет сравнимой с уровнем тарифной защиты в ЕС, Японии, Швейцарии.

Необходимо пересмотреть политику в области применения экспортных тарифов. В перспективе будут снижаться и отменяться экспортные тарифы на продукцию высоких переделов химического, лесобумажного и металлургического комплексов, что позволит повысить их конкурентоспособность на мировых рынках и улучшить финансовое положение российских предприятий. В дальнейшем будет продолжена работа по созданию законодательной базы, которой предусматривается прогрессивное снижение уровня ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты путем их увязывания с уровнем налога на добычу нефти. Перенос налоговой нагрузки на внутренние налоги и оптимизация доли ренты, изымаемой государством при добыче полезных ископаемых, будет способствовать постепенному отходу от использования экспортных пошлин и, тем самым, за счет предсказуемости общей налоговой нагрузки способствовать реализации долгосрочных инвестиционных программ ТЭК.

Одновременно должна быть завершена реформа системы таможенного администрирования и, таким образом, обеспечено эффективное применение инструментов торговой политики. В этой связи основными задачами являются принятие в кратчайшие сроки новой редакции Таможенного кодекса и законодательных актов, определяющих оценку таможенной стоимости товаров на основе норм и правил ВТО.

Основными принципами реформы таможенного администрирования являются ускорение таможенного оформления, прозрачность и предсказуемость действий таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности, партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности, в том числе создание эффективных процедур разрешения споров.

К числу важнейших направлений реформы относится совершенствование порядка работы таможенных органов, в том числе внедрение принципа выборочности таможенного контроля, осуществляемого в ходе таможенного оформления, разработку и внедрение новых механизмов сотрудничества между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, внедрение электронного декларирования, распространение информации о новых процедурах. Планируется ввести новую систему рассмотрения жалоб в административном порядке.

Будет проведена работа по оптимизации организационной структуры таможенных органов, совершенствовании управления кадрами, системы оплаты труда и поощрения сотрудников.

Помимо обновления информационно-технической инфраструктуры и операционного программного обеспечения, планируется также совершенствование автоматизированных систем таможенного оформления грузов и таможенного контроля, включая систему электронной обработки таможенных деклараций.

Для максимально эффективного осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в масштабах глобальной экономики необходимо наличие в стране конкурентоспособного режима валютного регулирования, основанного на свободе осуществления валютных операций. Российские резиденты должны чувствовать себя более комфортно в России, чем в других странах, и столь же комфортно, сколь нерезиденты в своих государствах.

Это предполагает отсутствие значимых ограничений на проведение текущих и капитальных операций, обеспечение в ближайшей перспективе полной конвертируемости национальной валюты.

Поддержка экспорта и защита внутреннего рынка

Важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных условий для доступа российских товаров на внешние рынки. В целях содействия экспорту необходимо реализовать следующие мероприятия:

  • обеспечить эффективное функционирование системы государственного страхования и гарантирования российских экспортеров и российских капиталовложений за рубежом от политических и долгосрочных коммерческих рисков;

  • обеспечить поддержку участия российских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и расширения поставок комплектного оборудования, в том числе на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов;

  • активизировать работу по привлечению российских предприятий к участию в международной выставочно-ярмарочной деятельности;

  • активно содействовать продвижению российских товаров, услуг и капитала за рубежом, поддерживать участие российского бизнеса в перспективных международных проектах;

  • обеспечить реализацию мероприятий по совершенствованию налогового регулирования в отношении российских экспортеров товаров и услуг;

  • обеспечить поддержку отечественных предприятий в конкурсах на право участия в международных проектах (в 1998 году благодаря деятельности Координационного комитета по содействию торговле США американские экспортеры стали участниками контрактов на общую сумму 9,5 млрд. долларов);

  • обеспечить запуск системы внешнеторговой информации, объединяющей информационные массивы уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, их региональных представительств, а также зарубежных торговых представительств России, обеспечивая доступ к ней в режиме реального времени заинтересованных участников внешнеэкономической деятельности.

Продолжится развитие системы поддержки экспорта, включающей организационные, торгово-политические, налогово-административные меры и меры валютного регулирования, а также финансовые, информационно-консультационные и промоционные меры.

Существенное значение имеет также развитие системы оказания экономического и технического содействия развивающимся странам, через механизмы которого осуществляется крупномасштабный экспорт разнообразной продукции. Для осуществления такого содействия необходимо создание механизма долгосрочного кредитования экспортных поставок оборудования с длительным циклом изготовления. Без этого предприятия будут вынуждены отказываться от экспортных заказов, которые в настоящее время являются зачастую единственным стимулом сохранения и развития уникальных промышленных производств.

Кроме того, в рамках технического содействия необходимо осуществлять подготовку специалистов из развивающихся стран, что будет способствовать установлению долгосрочных экономических связей и продвижению российской продукции и услуг на рынки этих стран.

Необходимо добиваться безусловного признания рыночного характера российской экономики странами, которые по-прежнему применяют свое антидемпинговое законодательство по отношению к России дискриминационным образом, последовательной практической реализации признания рыночного статуса российской экономики, в частности со стороны США и ЕС, при проведении антидемпиноговых расследований против российских экспортеров.

Будет активизирована работа по отмене дискриминационных ограничений, сохраняющихся и вводимых в отдельных зарубежных странах в отношении российского экспорта, в том числе на основе принципа взаимности.

Учитывая недостаточный уровень конкурентоспособности российской промышленности, а также присоединение к ВТО и выполнение обязательств, с этим связанных, возникает необходимость в защите внутреннего рынка.

В связи с этим в ближайшие годы сохранит актуальность политика по повышению конкурентоспособности российских производителей и защите от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У России есть все необходимые предпосылки для дос­тижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие).

Во внешней торговле особое значение должно предаваться созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Наша страна должна принимать меры, чтобы стать более предсказуемой для внешнего инвестирования.

В области экспорта приоритетным направлением должна стать под­держка высокотехнологичного и наукоемкого экспорта.

Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными ме­тодами с постепенной либерализацией. Нужно уменьшить зависимость страны от импортного продовольствия, то есть увеличить производство АПК России.

Кроме этого, Россия должна получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет важную роль, удерживания страны от произвольных односторонних действий.

Россия должна стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера, в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю.

Россия должна бороться за равноправие на мировом рынке.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Основы внешнеэкономических знаний /Под. ред. И.П. Фаминского. –М.: Международные отношения, 1994.

  2. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 N 157-ФЗ.

  3. Елова М.В., Муравьева Е.К., Панферова С.М. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность Учебное пособие для вузов. - М.: Логос, 2002

  4. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности Учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2003

  5. Официальный сайт Правительства России http://www.government.gov.ru

Сколько до сессии?
Декабря 2016 Января 2017
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Поиск
Программы в помощь