Get Adobe Flash player
Главная Экономика Аудит Аудит операций с МПЗ

Аудит операций с МПЗ

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Муниципальное образовательное учреждение

Южно-Уральский профессиональный институт

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

  

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Аудит»

на тему: Классификация и особенность основных групп стандартов.     Аудит операций с МПЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка гр.                                                                     ________

Факультет экономики и управления                     «____»___________2007

                                                              

 

Преподаватель                                                          _________________

                                                                                    «____»___________2007

 

 

Челябинск

2007
Содержание

 

Введение…………………………………………………………….……………..3

1. Классификация и особенность основных групп стандартов...........................4

1.1 Международные стандарты аудиторской деятельности...............................5

1.2 Национальные правила (стандарты) аудиторской деятельности.................6

1.3 Федеральные аудиторские стандарты.............................................................9

1.4 Внутренние аудиторские стандарты.............................................................11

2. Аудит операций с МПЗ.....................................................................................14

2.1 Аудиторские процедуры проверки учета МПЗ............................................17

2.2 Методика проверки контроля за наличием и сохранностью МПЗ.............19

Заключение……………………………………………………………………….22

Практическая часть……………………………………………………………...24

Список литературы...............................................................................................28

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Стали образовываться совместные предприятия, страховые организации, инвестиционные фонды, созданные за счет взносов юридических и физических лиц. Учредителям стало рискованно полагаться на информацию о деятельности таких предприятий только с подачи их руководителей. Возникла потребность в независимом аудите. Другими причинами, обусловленными возникновения аудита, можно назвать необходимость специальных знаний для проверки информации о работе предприятий, оценку качества финансовой отчетности и отсутствие доступа к информации.

Аудит – это лицензируемая предпринимательская деятельность аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов, направленная на выражение мнения о достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности.

Аудиторы и аудиторские фирмы оказывают сопутствующие аудиту услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о налогах, анализу финансово-хозяйственной деятельности. Проверка достоверности отчетности проводится независимым аудитором. Деятельность аудиторов регламентируется стандартами.

Целью курсовой работы является получение знаний об аудиторских стандартах, об аудите операций с МПЗ.

Задачами курсовой работы является изучение основных групп стандартов аудиторской деятельности, а также, какие проводят процедуры аудиторской проверке учета материально-производственных запасов.

Курсовая работа включает в себя два раздела: для раскрытия двух вопросов в теоретической части и практической.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТЬ ОСНОВНЫХ ГРУПП СТАНДАРТОВ

 

Аудиторские стандарты – это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности.

Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

-           при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

-           содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

-           определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта, дата ввода в действие; цель разработки; сфера применения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры решения проблемы.

Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами и обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты.

Как правило, в качестве таких стандартов выступают разработанные ведущими специалистами фирмы конкретные аудиторские процедуры. Такие методики обычно аудиторская фирма держит в строжайшем секрете, справедливо полагая, что методика проверки, позволяющая с наименьшим риском и наименьшими затратами времени и сил провести аудиторскую проверку.

К аудиторским стандартам фирмы можно отнести организацию ознакомления сотрудников фирмы с изменениями в законодательстве и профессиональных стандартах. Составление и утверждение на собрании ведущих специалистов и руководства фирмы программ аудиторских проверок; формирование групп аудиторов и специалистов для выполнения проверки у конкретного клиента; порядок обслуживания результатов проверки; организацию хранения документации.

В настоящее время для регулирования аудиторской деятельности широко применяются как международные, так и национальные стандарты аудиторской деятельности.

 

1.1 Международные стандарты аудиторской дея­тельности

 

В России имеются три варианта переведенных международных стандартов аудита:

-           дословный перевод МСА 1999 г. на русский язык, одобренный Международной ассоциацией бухгалтеров (IFAC), которая выпускает данные стандарты;

-           стандарты аудита, подготовленные специалистами Российской коллегии аудиторов, представляющие собой перевод издания МСА 1994 г., с комментариями;

-           международные стандарты аудита.

Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing – ISA)выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants – IFAS), в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в IFAS представлена Институтом профессиональных бухгалтеров России.

Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для использования при аудите финансовой отчетности.

Международные стандарты аудита содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала.

МСА не отменяют национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой (бухгалтерской) или иной информации в каждой отдельной стране. В той степени, в какой МСА соответствуют местным нормативным актам в конкретном случае, аудит финансовый или иной информации в каждой отдельной стране, проводимой согласно таким местным нормативным актам будет автоматически соответствовать МСА, рассматривающий данный конкретный случай.

Международные стандарты аудита могут применяется в качестве национальных или использоваться наряду с национальными. Кроме того МСА используются как методическая база для создания национальных стандартов.

 

1.2 Национальные правила (стандарты) аудиторской деятельности

 

Национальные правила (стандарты) в России классифицируются в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» следующим образом:

  1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их качества.
  2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующих в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
  3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудиторских лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
  4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ.
  5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это не предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской дея­тельности.
  6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
  7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляется в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Российские правила (стандарты) включают 11 групп, из них 10 групп соответствуют группам международных стандартов, а 11-ая группа имеет название «Образование и подготовка кадров» и включает стандарты «образование аудитора» и «Программа квалификационных экзаменов, порядок сдачи этих экзаменов, формирование экзаменационных комиссий и регламент их работы».

Российские правила (стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат следующих разделов:

-           общие принципы правила (стандарты);

-           основные понятия и определения (если необходимо), использованные в стандарте;

-           сущность стандарта;

-           практические приложения.

В разделе «Общие принципы правила (стандарта)» отражаются:

-           цель и необходимость разработки данного стандарта;

-           объект стандартизации»

-           сфера применения стандарта;

-           взаимосвязь с другими стандартами.

В разделе «Основные понятия и определения, используемые в стандарте содержаться новые термины и их краткая характеристика.

В разделе «Сущность стандарта» формируется проблема, требующая описание, проводится ее анализ и приводится методы решения.

В раздел «Практические приложения» включаются различные приложения: схемы, таблицы, образцы документов и др.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.

Структура документа для оформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).

Разработанные российские правила (стандарты) аудита сыграли положительную роль в становлении аудита в России, позволили значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок.

Аудиторские стандарты являются основными в суде для доказательства качества проведения аудита, и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен объяснить причину этого.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

-           способствуют обеспечению высокого качества проведения аудиторских проверок и выполнения сопутствующих услуг;

-           содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;

-           определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Аккредитованные профессиональные объединения России, например, Аудиторская палата России, ИПБ и другие, начали проводить работу по созданию своих внутренних стандартов.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы ведут работу по созданию и обеспечению внутренних стандартов своих фирм.

 

1.3 Федеральные аудиторские Стандарты

 

На основе Международных стандартов аудита были разработаны проекты первой группы новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД). В состав первой группы вошли следующие федеральные ПСАД:

  1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  2. Документирование аудита.
  3. Планирование аудита
  4. Существенность в аудите.
  5. Аудиторские доказательства.
  6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  7. Контроль качества работы в аудите.
  8. Оценка рисков и внутренний контроль.
  9. Аффилированные лица.

10.  События после отчетной даты.

11.  Применимость допущения непрерывности деятельности.

12.  Образование аудитора.

Все эти правила (стандарты) были обсуждены на заседании Координационного комитета проекта ТАСИС, были направлены в ведущие российские и международные аудиторские компании и аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, прошли рецензирование и были обсуждены в Совете по аудиторской деятельности при Минфине России. Первые шесть стандартов, представленных в списке, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. в качестве федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Для того, чтобы российские ПСАД максимально соответствовали МСА, было решено использовать при их нумерации ту же систему кодировки, которая используется и при нумерации МСА (трехзначный номер, первая цифра которого соответствует разделу МСА, вторая – номеру стандарта внутри данного раздела, а третья цифра для стандартов первой очереди была равна нулю, а в дальнейшем может быть использована для того, чтобы нове стандарты могли более логичным способом быть расположены среди ранее разработанных стандартов данной группы). Для данных ПСАД сохранена такая же нумерация пунктов, что и у аналогичных им МСА, везде, где было возможно. Это должно обеспечить при дальнейшей работе над документами по абзацный анализ их сходств и различий.

 

 

 

 

1.4 Внутренние аудиторские стандарты

 

Внутренние аудиторские стандарты подразделяются на:

-           внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;

-           внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Первую группу стандартов разрабатывают аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. К такой работе приступили наиболее крупные из них: Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров России и др.

Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

-           соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);

-           уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

-           использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;

-           увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сформировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнение сопутствующих аудиту услуг.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты целесообразно разработать в виде следующих блоков:

-           по структуре фирмы, технологии организации, выполняемым функциям и другим особенностям ее функционирования;

-           стандарты, расшифровывающие, дополняющие и учитывающие положение российских правил (стандартов);

-           методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;

-           по организации сопутствующих аудиту услуг.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

-           целесообразность при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

-           преемственность и непротиворечивость – стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;

-           полнота и детализация – внутренние стандарты должно комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

-           единство теоретической базы – обеспечение единства терминов во всех стандартах и документах.

Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов – это трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу. Рекомендации по созданию внутренних, аудиторских стандартов, приведены в российском стандарте «Требования к внутренним аудиторским стандартам аудиторской деятельности».

Внутренние стандарты являются частью организационно-распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, даже ввода в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения.

Наличие системы внутренних стандартов и ее методологическое сопровождение служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты – интеллектуальная собственность аудиторской организации, ее ноу-хау. Сотрудники не должны разглашать содержание внутренних стандартов и использовать их вне деятельности своей организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.

 


2. АУДИТ ОПЕРАЦИЙ С МПЗ

 

Цель аудита материально-производственных запасов (далее МПЗ) – выражает мнение о достоверности и полноте отражения в финансовой отчетности информации об МПЗ.

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденный Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н, к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

-           используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

-           предназначенные для продажи;

-           используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которые соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством.

Товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

Приказом Минфина РФ от31.10.2000 г. № 94н «об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкций по его применению» предусмотрен учет МПЗ по следующим счетам и субсчетам:

Счет 10

К счету 10 могут быть открыты субсчета:

1 – Сырье и материалы.

2 – Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали.

3 – Топливо.

4 – Тары и тарные материалы.

5 – Запасные части.

6 – Прочие материалы.

7 – Материалы, переданные в переработку на сторону.

8 – Строительные материалы.

9 – Инвентарь и хозяйственные принадлежности.

10 – Специальная оснастка и специальная одежда на складе.

11 – Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.

Счет 11 «Животные выращивании и откорме»

Счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Счет 40 «Выпуск продукции, работ, услуг».

Счет 41 «Товары».

Счет 42 «торговая наценка».

Счет 43 «Готовая продукция».

Забалансовый учет материальных ценностей ведется на счетах:

счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»

счет 003 «Материалы, принятые в переработку»

счет 004 «товары, принятые на комиссию».

Хозяйственные операции по учету МПЗ относятся к операциям к повышенным уровнем риска по следующим признакам:

  1. Вероятность санкционированного списания МПЗ под несуществующие заказы и объемы выпуска в целях увеличения себестоимости выпуска и снижения налогов на прибыль и имущество.
  2. Высоких риск хищения.
  3. Огромный объем операций и соответственно большой массив первичной учетной документации, следствие чего могут стать отсутствие некоторых оправдательных документов, несанкционированное списание МПЗ (отсутствие реквизитов, придающих документам юридическую силу, а также утеря бумаг.
  4. Искажение фактов списания МПЗ из-за технических ошибок при подсчете и измерении совершаемых операций на стадии сбора и регистрации информации.

Чтобы оценить уровень указанных рисков, аудитор проверяет эффективность системы внутреннего контроля за организацией учета по данному разделу на предприятии, в частности:

-           наличие должным образом организованного места хранения МПЗ (как оно защищено от доступа посторонних лиц; имеется ли охрана и пожарная сигнализация, существует ли контроль выдачи и вывоза ценностей);

-           проведение инвентаризации материальных ценностей (обязательной, плановой, внезапной), оформление ее результатов соответствующими документами;

-           установление круга лиц, отвечающих за сохранность, приемку и отпуск МПЗ;

-           заключение с данными людьми договоров о материальной ответственности;

-           соблюдение порядка оформления первичных документов, в т.ч. Унифицированных форм первичной документации, составление приходных и расходных документов на каждую операцию в день ее совершения, заполнение всех обязательных реквизитов;

-           своевременное и полное отражение операций с МПЗ в регистрах бухгалтерского учета, проведение проверки полноты учета операций, связанных с движением МПЗ, используемые счета, методы оценки и др., применение учетной политики последовательно от периода к периоду;

-           проведение регулярной сверки данных ведомостей, журналов-ордеров с главной книгой;

-           осуществление оприходования материалов, полученных от ликвидации основных средств, определение стоимости указанных материалов по рыночным ценам;

-           наличие нетипичных операций с МПЗ.

 

2.1 Аудиторские процедуры проверки учета МПЗ

 

Весь объем аудиторских процедур проверки можно условно разделить на несколько групп:

-           аудит наличия и сохранности МПЗ;

-           аудит движения МПЗ;

-           проверка правильности налогообложения МПЗ.

В ходе проверки наличия и сохранности МПЗ аудитор осуществляет ряд процедур:

-           проверяет отсутствие искажений в начальном сальдо по МПЗ, правильность перенесения остатков по счетам учета из предыдущего периода на начало анализируемого;

-           сопоставляет данные финансовой отчетности и бухгалтерского учета МПЗ;

-           удостоверяется, что к исполнению принимаются лишь надлежащим образом оформленные документы;

-           проверяет установление порядка нормирования МПЗ, соблюдение норм, выявляет отклонения и меры принимаемые для их ликвидации;

-           проверяет своевременное и полное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета;

-           проведение периодической сверки синтетического учета с данными карточек складского учета;

-           устанавливает правильность определения и списания стоимости израсходованных МПЗ на себестоимость;

-           анализирует организацию контроля за закупками, сам процесс закупок: наличие договора, оплату счетов, накладных, счетов-фактур, оприходование МПЗ в регистрах бухгалтерского учета;

-           проверят сроки и периодичность проведения инвентаризации в соответствии с требованиями законодательства, правильность оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете.

При проверке движения МПЗ аудитор детально изучает:

-           документальное оформление операций по движению МПЗ, применение унифицированных форм, наличие всех необходимых реквизитов, отношение операций к проверяемому периоду;

-           правильность оприходования МПЗ при покупке, безвозмездном получении, прочим поступлении;

-           верность списания и отражения прибыли при продаже, прочим выбытие МПЗ;

-           правильность оприходования материалов, полученных при ликвидации основных средств;

-           соблюдение законодательства при отражении нетипичных операций;

-           правильность забалансового учета МПЗ, принятых на ответственное хранение, а также товаров, взятых на комиссию;

-           соответствие законодательству операций при передаче МПЗ в залог и т.д.

Для определения правильности налогообложения МПЗ аудитор проверят:

-           правомерность отражения в учете НДС при приобретении МПЗ, применение налогового вычета;

-           верность начисления в учете НДС при реализации;

-           правильность и полноту формирования первоначальной стоимости МПЗ для целей налогового учета;

-           правильность включения в расходы израсходованных МПЗ;

-           включение МПЗ по методам, закрепленным в учетной политике для целей налогового учета;

-           правильность формирования доходов и расходов при продаже МПЗ.

Все выше указанные процедуры помогают аудитору собрать необходимую аналитическую информацию о составе, стоимости и движении МПЗ, которая в совокупности с данными, полученными в ходе аудита всех остальных статей финансовой отчетности, позволит проверяющему выразить мнение о достоверности полученных сведений.

 

2.2 Методика проверки контроля за наличием и сохранностью МПЗ

 

Проверка состояния складского хозяйства и сохранности МПЗ – одно из важнейших аудиторских процедур. Для комплексного изучения этого участка деятельности организации аудитор обследует склады, кладовые, цеха и другие места хранения производственных запасов, проверяя условия их хранения, состояния противопожарной безопасности, оснащенность складов необходимым оборудованием, техникой, приборами и правильность их эксплуатации. Неудовлетворительная организация складского хозяйства свидетельствует о низком уровне внутреннего контроля за сохранностью МПЗ.

В ходе обследования особое условие уделяется проверке организации материальной ответственности работников, связанных с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей. Одним из условий обеспечения материальных ценностей является вручение материально ответственным лицам должностных инструкций, в которых определяются обязанности работников.

При осмотре мест хранения МПЗ по имеющимся у материально ответственных лиц документами проверяют, своевременно ли они оформляют приемку и отпуск ценностей и делают записи в книге или карточки складского учета.

Обследование состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей в сочетании с последующей документальной проверкой дают возможность сделать обоснование вывода о сохранности МПЗ и разработать профилактические мероприятия.

Аудит МПЗ можно разделить на:

-           проверку их фактического наличия, которая осуществляется с помощью инвентаризации;

-           проверку правильности оценки ценностей в учете и отчетности.

Аудиторские процедуры подразделяются на проводимые до инвентаризации, во время инвентаризации и после ее проведения. До проведения инвентаризации аудитор запрашивает документы о результатах предыдущих инвентаризации, анализируют структурные и качественные изменения запасов, получает информацию о местах хранения запасов, а также об организации инвентаризационной работы.

Аудитор может присутствовать при инвентаризации, проводимой работниками проверяемой организации в последние дни отчетного или в первые дни следующего года.

Запасы могут хранится на нескольких складах, и в этом случае их инвентаризацию целесообразно проверять одновременно, чтобы исключить возможность переброски ценностей с одного склада на другой. Если по каким-либо причинам это сделать невозможно, то аудитору нужно по документам отследить внутреннее перемещение запасов между подразделениями (складами) от момента начала инвентаризации на первом складе до ее завершения на последнем складе.

При проведении инвентаризации у аудитора могут возникнуть сложности в получении доказательств о запасах, вызванные особенностями технологического процесса. Для этого могут понадобиться консультации специалистов.

Также могут возникнуть сложности в получении доказательств, связанные определением количества запасов, которые обусловлены:

а) применением выборки. В рамках одной проверки невозможно проверить все запасы сплошным методом, однако, при явном несоответствии учетных записей о запасах их фактическому наличию необходимо проверке всех товарно-материальных ценностей;

б) необходимость удостоверения, что не было повторного счета и случайно или преднамеренно неучтенных ценностей.

в) природой инвентаризуемых ценностей (например, инвентаризация запасов древесины на целлюлозно-бумажном комбинате, металлопроката и т.п.).

Наличие некоторых видов запасов нельзя проверить на наличие путем простого пересчета, например, в непрерывных производствах – химическом или сталелитейном. В этом случае аудитору придется полагаться на процедуры внутреннего контроля, а также с разрешения клиента привлечь экспертов для инвентаризации таких материальных ценностей.

Иногда по ряду причин провести инвентаризацию невозможна. Например, когда к моменту заключения договора на аудит, инвентаризация на конец года клиентом уже была проведена или когда проведение инвентаризации достаточно дорога. В таком случае аудитор может применить математические методы, которые с определенной вероятностью позволяют оценить величину запасов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время для регулирования аудиторской деятельности применяются как международные, так и национальные стандарты аудиторской деятельности.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности – единые требования к порядку аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные, внутреннее правила (стандарты) аудиторской деятельности действующие в профессиональных объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Профессиональные аудиторские объединения, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составление рабочей документации, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Целью аудиторской проверки материально-производственных запасов является формирования мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с МПЗ. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских счетов.

В процессе проверки аудитор должен установить: реальность наличия и существования МПЗ; все ли операции с МПЗ, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены; является организация собственником всех МПЗ; правильно ли выбрано и применены принципы учета МПЗ.

Таким образом, плюсы проведения аудиторской проверки для финансово-хозяйственной деятельности очевидны. Полученная от аудиторов по итогам проверки информация, в том числе о состоянии учета МПЗ, важна для обеспечения контроля за их сохранностью, снижения налоговых рисков, а также для принятия оптимальных управленческих решений.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Задача 1.

1. Два работника в течение нескольких лет, занимались мошенничеством, которое оставалось незамеченным:

– начальник склада обязан проверять по копии заказа на покупку соответствие количества и качества поступившего сырья условиям договора поставки. Сговорившись с водителем машины, доставляющим материалы, он принимал на склад только часть заказанных материалов, при этом после учета поставки грузов им делалась запись о поступлении материалов в количестве, предусмотренном договором поставки. Оставшиеся материалы впоследствии продавались на сторону, а доходы от продажи делились между начальником склада и водителем.

– начальник отдела снабжения предложил одному из постоянных поставщиков за определенную сумму, уплаченную ему, обеспечить постоянным заказом эту фирму.

Определить, какие следует использовать виды контроля, чтобы устранить почву для злоупотреблений, описанных выше. Обоснуйте ответ. Составьте проект программы независимой аудиторской проверки или проверки соответствующих данных, охватывающий все операции, начиная от направления заказа и заканчивая получением счета. Опишите обязанности аудитора по предотвращению и раскрытию случаев злоупотребления.

Решение:

Необходимо организовать внутренний контроль на предприятии. С этой целью целесообразно организовать службу внутреннего аудита, которая раз в квартал будет проводить проверку

Совершенствование системы внутреннего контроля - это непрерывный процесс обоснования и реализации наиболее рациональных форм, методов, способов и путей ее создания (реструктурирования) и развития; рационализация ее отдельных сторон, контроль и выявление "узких мест" на основе непрерывной оценки соответствия системы контроля внутренним и внешним условиям функционирования предприятия.

Аудиторский отдел представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение и оценку фактически достигнутого результата с поставленными целями и задачами предприятия. Отдел аудита должен систематически контролировать деятельность всех объектов управления, выявляет причины отступления от стандартов, отклонение от целей поставленных перед конкретным объектом, что способствует оперативному устранений выявленных нарушений. Организация отдела внутреннего аудита как функции управления предприятием подразумевает строгую регламентацию своей деятельности, определение прав, обязанностей и ответственности специалистов, квалификационные требования, взаимоотношений с подразделениями и персоналом предприятия.

В задачи отдела внутреннего аудита должно входить создание системы внутреннего контроля, необходимой для осуществления компетенции, прав и ответственности органов управления и должностных лиц, а также четкой системы экономической ответственности должностных лиц и специалистов предприятия.

В обязанности внутренних контролеров могут быть включены:

- проверка эффективности системы контроля;

- оценка эффективности предприятия;

- определение уровня достижения программных целей.

На внутренних контролеров могут возлагаться и функции управленческого аудита, целью которого является изучение деловых операций для выработки рекомендаций по эффективному использованию ресурсов, оптимальному достижению конечного результата. Управленческий учет должен помогать руководителям в выполнении их функций, формулировании правильной политики предприятия.

Работа службы отдела внутреннего аудита на предприятии должен организовываться в соответствии с индивидуальными и календарными планами работ, которые должны быть утверждены руководителем предприятия. По окончании любого вида работ отдела внутреннего аудита должен представляет руководителю предприятия отчет, позволяющий привлечь внимание руководителя к выявленным или возможным нарушениям. Работа отдела внутреннего аудита должна считается выполненной тогда, когда вопросы, поставленные в отчетах отдела внутреннего аудита, рассмотрены руководителем предприятия и когда издано официальное распоряжение о принятии (непринятии) рекомендаций отдела внутреннего аудита.

Проект программы независимой аудиторской проверки или проверки соответствующих данных, охватывающий все операции, начиная от направления заказа и заканчивая получением счета, включает следующие этапы:

1. Проверка копии заказа на покупку соответствие количества и качества поступившего сырья условиям договора поставки.

2. Поверка соответствия учетных данных фактическому наличию товароматериальных ценностей на складе

3. Проверка наличия актов инвентаризации и внеплановых проверок

 

Задача 2.

К аудитору обратились за консультацией по вопросу налогообложения командировочных расходов. Работник предприятия побывал в командировке в Великобритании. Согласно документам он вылетел 20.11.2003 года, в тот же день был уже в Англии. Обратно сотрудник вернулся 24.11.2003 года. Суточные ему были выплачены за 5 дней из расчета 67$ США.

1) Можно ли на всю сумму уменьшить налогооблагаемую прибыль?

2) Нужно ли удерживать Налог на доходы физических лиц?

Решение:

При командировке работников заграницу им выдается аванс в валюте страны командирования исходя из установленных норм суточных и квартирных.

Нормы суточных при поездке за границу составляли в 2003 году 45 долл. США.

Поэтому, на сумму:

45 х 5 дней = 225 долл.

Налогооблагаемая прибыль уменьшается, а сумма:

(67 – 45) х 5 дней = 110 долл.

Выплачивается за счет нераспределенной прибыли предприятия и не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль предприятия.

При этом, данная сумма не облагается НДФЛ (налогом на доходы физических лиц), при условии, что существует приказ руководителя о выдаче своим работникам сумм на командировки сверх нормативно установленным, при этом финансирования превышения нормативов командировочных расходов осуществляется за счет средств предприятия.

 

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

I. нормативно-правовые и другие официальные документы

  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ
  2. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Стандарты 1-6/ комментарий Н.Н.Релизова. -М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003
  3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000г № 94н
  4. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов ПБУ 5/01. Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 г. № 44н

II. Литература

  1. Аудит. под/ред. В.И.Подольского, учебник. -М.: ЮНИТИ-ДАНС, 2003
  2. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник. - М.: ИНРА-М, 2000
  3. Аудит. под/ред. В.И.Подольского. Учебник. - М.: Экономистъ, 2004
  4. Панкова С.В. Международные стандарты аудита. – М.: Юностъ, 2003
  5. Данилевский Ю.В., Шапигуров С.М. Аудит. – М.: ИПК-ФБК-ПРЕСС, 2002
  6. Аудит. Под ред. Подольского В.И. – М.: Юнити-Дана, 2003
  7. Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. – М.: ИНФРА-М, 2000

 

 

Сколько до сессии?
Декабря 2016 Января 2017
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Поиск
Программы в помощь