Get Adobe Flash player
Главная Экология Экологическое будущее России

Экологическое будущее России

Скачать

Содержание

 

Русская душа на Русской Земле – кто мы? ...................................3-4

Новая русская идея ..................................................................4-8

Перспектива “зеленой России” ...................................................8-9

Литература .............................................................................11

Экологическое будущее России

Основные особенности русского национального характера, несомненно, связаны с природным окружением, в котором формировалась русская нация. «Есть соответствие, — писал Н. А. Бердяев, — между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности. У народов Западной Европы все гораздо более детерминировано и оформлено, все разделено на категории и конечно. Не так у русского народа» . Это, так сказать, экологический аспект национального характера. Сформировавшийся сплав национальных черт не был похож ни на какой другой, как природа России отличается от природы других стран и континентов.

Проявление указанных черт национального характера в духовном творчестве привело к формированию того, что было названо русской идеей, т. е. совокупности духовных приоритетов, находящихся, пусть даже в неосознанном виде, в большинстве представителей данной нации.

В настоящее время вместо одной, объединяющей всю нацию идеи, опять видим две противоположности. Вряд ли, однако, какая-либо из этих двух сил способна дать новый вариант русской идеи, объединяющей всю нацию. Бердяев справедливо писал, что «русское самосознание не может быть ни славянофильским, ни западническим». Путь капитализма для русского человека и нации в целом — путь обнищания и вырождения. Для того, чтобы быть хорошим капиталистом, надо слишком любить деньги и материальное преуспеяние и иметь сноровку к обогащению, чего в русском человеке нет. Он не собственник по натуре, хотя, как любой другой, может радоваться вещам. У него несобственническая психология, идущая от пренебрежения собственной личностью. Поэтому ему так трудно стать капиталистом. Общественная собственность больше подходит ему по натуре.

Э. Фромм хорошо показал, что в капиталистическом обществе обмена может господствовать только этика справедливости и уважения к человеку, но не этика любви. Можно сказать, что капитализм возник на основе своеобразной психологии западной души и является ее экономическим проявлением, но не соответствует русскому национальному характеру. «У нас не было и не будет значительной и влиятельной буржуазной идеологии», — писал Бердяев . Русская идея не соответствует буржуазным концепциям свободы и демократии, и не было на Руси соответствующих традиций. Этим объясняется и крах Февральской революции 1917 года.

Для того же, чтобы стать националистом, надо слишком любить свою нацию и ненавидеть другие, чего в русском тоже нет. Нет у русского человека желания порабощать и доминировать над другими нациями. В отличие от западной души, завоевательный характер которой подробно обосновал О. Шпенглер в «Закате Европы», главное желание русской души — всемирное братство.

В основе своей русская идея восходит к христианству, которое заимствовано из Византии. Вторая модификация русской идеи — русский коммунизм — результат переработки возникшего на Западе марксизма. В русской идее нет ничего имперского, как, скажем, в древнеримской, поскольку цель здесь — не завоевать мир, а осчастливить его.

Какой может быть новая русская идея? Суть русской идеи — в ее всечеловечности. Два этапа ее возникновения — взятие из другой культуры концепции и ее оригинальная модификация. Поэтому когда распадается данный вариант идеи, на обломках сразу же появляются две противоположности: сторонники чужой идеи в чистом виде (западники в XIX веке, демократы сейчас) и сторонники своеобразного развития России (славянофилы в XIX веке, патриоты сейчас).

Отношения между ними могут обостриться до предела, но они могут быть синтезированы в рамках новой модификации русской идеи, которая вбирает их в себя, как произошло в период утверждения большевизма.

Новая русская идея будет, по-видимому, структурной модификацией все того же желания осчастливить мир. Марксизм в России повержен, но стремление к благодати, заложенное в структуре русского национального характера, остается. Ему нужна новая идея, не столь приземленная, как идея потребительства и национальной исключительности. Хотя невозможно сказать наверняка, что это будет за идея, потому что творчески новое непредсказуемо, реально намечаются три варианта.

1. Возрождение мессианского православия (за него ратует Александр Исаевич Солженицын).

2. Возрождение мессианского большевизма (этот вариант, похоже, представляется наиболее желательным А. А. Зиновьеву). Возвращение к православию реально, но имеются существенные трудности: само православие должно измениться, отвечая современным социальным условиям и давя ответы на проблемы сегодняшней жизни. Коммунизму же предстоит отчиститься от всего негативного, что на нем наслоилось.

3. Модификация русской идеи в нечто принципиально новое, например, мессианский экологизм — стремление к спасению всей планеты путем соединения современного «зеленого движения» с соответствующей мистикой, придающей экологии религиозную окраску. Основную идею мессианского экологизма можно выразить нравственной максимой Л. Толстого (« не только людям не надо делать того, чего не хочешь, чтобы тебе делали, но также и животным»), распространив его на всю природу. Она обладает всеми чертами, необходимыми, чтобы стать русской идеей, — качеством вселенскости, максимализма и высочайшей морали самопожертвования. «Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства этого земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан и она в него войдет», — писал Бердяев в 1946 году . Вряд ли тогда он думал о Земле в экологическом смысле, но мы сейчас можем это у него услышать.

Соединившись с русской идеей, экологическая идеология приобретает специфику, позволяющую говорить (по аналогии с русским коммунизмом) о русском экологизме. Помимо особенностей национального характера становление русского экологизма облегчает также то, что русская философская мысль не прошла через расщепление субъекта и объекта, человека и природы. Ей не свойственны ни представления о господстве человека над природой, как западной мысли, ни погруженность человека в природу, как мысли восточной.

Русский экологизм представляет собой третью модификацию русской идеи после православной и коммунистической. Его предтечи — Сергий Радонежский в религии. Лев Толстой в искусстве, Вернадский в пауке, которые были не одинокими гениями, а выразителями определенной направленности в русской культуре. Все отрасли последней задействованы в составных частях экологической идеологии. Философия В. С. Соловьева распространила принцип любви на взаимоотношения человека с природой; искусство в лице Толстого сформулировало «золотое правило» экологии; религия в лице основателя Троице-Сергиевой лавры Сергия Радонежского наглядно продемонстрировала, каким должно быть на практике отношение человека к природе; наука в лице Менделеева, Докучаева и Вернадского стремилась к целостному изучению природы и заложила теоретические основы экологического мировоззрения.

В русской культуре всегда были сильно стремление к соборности, не только на социальном, а, так сказать, космическом уровне. Об этом свидетельствует религиозный подвиг Сергия Радонежского, осуществленный им в единстве с окружающей природой, и поражающий размах учения о биосфере Вернадского и нравственной позиции Толстого. Русское православие, наука, искусство, философия вносят вклад в формирование нового отношения человека к самому себе и окружающей природе, основанного не на агрессивно-потребительской, а на любовно-творческой альтернативе.

Русская цивилизация никогда не была потребительской. Все попытки сделать ее такой обречены на провал. Терпение как русская форма ненасилия и нестяжательство как русская форма аскетизма полезны для решения экологической проблемы.

Поскольку русская идея, основанная на таких свойствах национального характера, как всечеловечность и самопожертвование, не является потребительской, она может в силу таких его свойств, как мессианство и максимализм, встать во главе движения к экологической цивилизации. Россия может сыграть в этом процессе огромную роль в силу особенностей характера русского человека и благодаря срединному положению России между западной и восточной традициями, соединение которых дает необходимый синтез развития творческих потенций и сохранения мира. Одна из сторон оригинальности русского характера и заключается в вечном метании между Востоком и Западом.

Новый вариант русской идеи в отличие от первых двух ненасильственен по сути своей и всемирен. Это имеет глубинные корни. Восточный славянин, как отмечали русские историки, жил твердой наивной уверенностью, что между ним и природой осуществляется равноправное взаимодействие, которое строится по типу связей, складывающихся между различными членами родовой группы. «Ты небо-отец, ты земля-мать», — говорится в славянских заговорах. Земля воспринималась как святыня со всеми атрибутами божества («свято-русская земля»). Такое отношение сохранилось в русском православии. «Заслуживает особого внимания еще одна черта православного богослужения, его космизм. Оно обращено не только к человеческой душе, но ко всему творению, и оно освящает и это последнее. Это освящение стихий природы и разных ее предметов выражает собой ту общую мысль, что освящающее действие Святого Духа через Церковь распространяется и на всю природу, ибо судьбы ее связаны с человеком, и от него повредившаяся природа чает своего исцеления» - писал Булгаков С.Н.

Полностью экологические потенции русского православия проявились в деятельности Сергия Радонежского. Великая личность настолько глубока и многогранна, что в каждую новую эпоху предстает в новом свете. Мы знаем Сергия Радонежского как подвижника и заступника земли Русской. В эпоху экологического кризиса Сергий Радонежский может рассматриваться как экологический святой. С детства отдавший себя Богу, Сергий Радонежский мог бы стать почтенным мирянином, священником, поступить в один из многих монастырей на Руси. Но он оставил суету мирской жизни и удалился в глухой лес, чтобы узреть Бога. В течение продолжительного времени, пока не пришли к нему последователи, вокруг него была только природа, да Бог на небе.

В житии Сергия описываются дружеские взаимоотношения с приходившими к нему животными. «Стаи голодных волков рыскали около его жилища и выли по целым ночам; зловещим огнем горели в темном лесу их страшные глаза вокруг уединенной кельи; иногда заходили сюда и другие, более страшные обитатели пустынных лесов — медведи... но он тотчас же ограждал себя молитвою, и этот страх переходил на самих зверей, которые удалялись в глубину дебрей лесных, не сделав ему никакого вреда... Раз он накормил медведя, зверь стал часто приходить к келье. Писание: блажен, иже и скоты милует. Порой отдавал ему последний кусок хлеба (другой пищи у него не было). Дикий зверь сделался до того ручным, что слушался его слова и был кроток перед ним, как овца... Святитель Платон по этому поводу говорит: «Думаю, что дикие звери ныне стали свирепы от жестокости наших нравов, а любовь и добродетель могут эту свирепость преложить в кротость и покорность».

Данный рассказ жития дополняется сообщением о Павле Обнорском, который «жил в дупле старой липы»: «Стаи птиц вились около Павла, иные из них сидели на голове и на плечах его, и он кормил их из рук; тут же стоял медведь, ожидая себе пищи от пустынника; лисицы и зайцы бегали кругом, ожидая того же» .

В западной литературе Франциска Ассизского называют экологическим святым. Говоря, в свою очередь, и, по-видимому, с неменьшим основанием об экологическом значении деятельности Сергия Радонежского, следует иметь в виду, что он не только основал Троице-Сергиеву лавру и влиял на политику Дмитрия Донского и других русских князей. Сергий Радонежский был также основателем Высокого монастыря в Серпухове. К нему приходили Пафнутий Боровский (основатель Пафнутьево-Боровского монастыря). Наставлениями Сергия Радонежского пользовались Кирилл и Ферапонт Белозерские, основавшие Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и Лужицкий (в Можайске) монастыри. Ученики Сергия Савва, Симон и Андроник основали Савва-Сторожевский, Симонов и Андроников монастыри. Именно у Андроника воспитывались Даниил Черный и Андрей Рублев, написавший знаменитую «Троицу» как храмовую икону собора, возведенного для помещения в нем мощей Сергия Радонежского. Говоря современным языком, это была религиозная школа, аналогичная школам философским и научным.

Отправляясь с миссионерской целью к иноверцам, ученики Сергия Радонежского основывали монастыри, которые были центрами освоения необжитых земель и превращения их в плодородные пашни и сады. Ярким примером могут служить преобразования на острове Валаам, которые и сегодня поражают своей масштабностью и результатами.

Перспектива «зеленой» России кажется невероятной. Но разве не было невероятным в конце XIX века, что Россия пойдет по марксистскому пути? И. А. Бунин писал, что посмотреть как на диковинное чудо на арестованного социалиста сбегалась вся деревня и взирала на него с ужасом и недоумением. А через полвека в стране насчитывалось около 20 миллионов членов КПСС. Отставшим в заботе о природе, мечтать о «зеленом» пути? Но и в XIX веке Россия отставала от передовых капиталистических стран. Логика развития идей не совпадает с логикой развития материи. Единственное условие заключается в том, чтобы претендент на русскую идею обещал всеобщее счастье. Экологическая идеология такому запросу отвечает. «Сила, даже победоносная, ни на что не пригодна, когда ею не руководит чистая совесть», — писал В. С. Соловьев. Совесть требует отказа от нынешнего безжалостного уничтожения природы.

Сейчас нельзя сказать, что в России экологические идеи побеждают, но это может произойти. Отсутствие ориентации на потребительство, всечеловечность и альтруистическая способность к самопожертвованию существенно облегчают утверждение экологического мировоззрения в России в сравнении с Западом, менее склонным к самоограничению и вынужденным отказаться от гораздо большего в материальном смысле.

Совсем не значит, что народ, безраздельно верящий в идею, достигнет счастья. Каждая идея есть некоторое ограничение, и в силу этого представляет собой потенциальную опасность наподобие обоюдоострого меча. Тем большую опасность таит некритическая вера в идею, а вера, энтузиазм и восторженность всегда по сути своей мешают критическому отношению к реальности, способности взвешенного рационального суждения.

Прав Бердяев, когда он пишет: с в сознании русской идеи, русского призвания в мире произошла подмена. И Москва -Третий Рим, и Москва — Третий Интернационал связаны с русской мессианской идеей, но представляют ее искажения» .

Есть несколько причин, из-за которых имеется реальная опасность подмены, в том числе въевшаяся за много лет в плоть и кровь усиленно пропагандируемая жесткая диалектика вражды. На смену сталинскому тезису об обострении классовой борьбы в период построения социализма пришел тезис об обострении идеологической борьбы между социалистическим и капиталистическим лагерем, что, как заверялось, соответствовало политике мирного сосуществования.

От диалектики борьбы надо переходить к философии гармонии. Этого требует и глобальность многих проблем современности (экологической, войны и мира) и то обстоятельство, что последствия пропаганды борьбы до крайности обострили жизнь на всех уровнях. Философия гармонии лежит в основе экологической идеологии и экологического общества.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1   Горелов А.А. Экология. Курс лекций. - М.: Издательство Центр, 1998

2   Мазура И.И. Экология. -М.: Издательство “Высшая школа”, 1999

3   Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. -М.: Высшая школа, 1986

Сколько до сессии?
Декабря 2016 Января 2017
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Поиск
Программы в помощь