Get Adobe Flash player
Главная Экология Охрана окружающей среды

Охрана окружающей среды

Скачать

                   Содержание

  1. Виды загрязнения окружающей среды и направления ее охраны....................3
  2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды.........................4
  3. Природоохранная деятельность предприятий....................................................8
  4. Нормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды.........10

Литература.......................................................................................................................16

1. ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОХРАНЫ

 

Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под ними любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения:

−             ингредиентное (ингредиент — составная часть сложного соединения или смеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам;

−             параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды — одно из ее свойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное с изменением качественных параметров окружающей среды;

−             биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяции живых организмов;

−             стациально-деструкционное загрязнение (стация — место обитания популяции, деструкция — разрушение), представляющее собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования.

До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было глав­ным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных жи­вотных, и т. п. Ученых и общественность волновали прежде всего биоценотическое и частично стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об уста­новке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным и массированным, как теперь, практически не содержало искусственно созданных соединений, не поддающихся естественному разложению, и при­рода с ним справлялась самостоятельно. Так, в реках с ненару­шенным биоценозом и нормальной скоростью течения, не замедляемой гидротехническими сооружениями, под влиянием процессов перемешивания, окисления, осаждения, поглощения и разложения редуцентами, дезинфекции солнечным излучением и др. загрязненная вода полностью восстанавливала свои свойства на протяжении 30 км от источников загрязнения.

Конечно же, и раньше наблюдались отдельные очаги дегра­дации природы в окрестностях наиболее загрязняющих производств. Однако к середине XX в. темпы ингредиентного и параметрического загрязнений возросли и качественный их состав изменился столь резко, что на значительных территориях способность природы к самоочищению, т. е. естествен­ному разрушению загрязнителя в результате природных физических, химических и биологических процессов, была утрачена.

В настоящее время не происходит самоочищения даже таких полноводных и протяженных рек, как Обь, Енисей, Лена и Амур. Что же говорить о многострадальной Волге, естественная скорость течения которой в несколько раз снижена гидротехническими сооружениями, или реке Томь (Западная Сибирь), всю воду которой промышленные предприятия успевают забрать для своих нужд и спустить обратно загрязненной, как минимум, 3 — 4 раза, прежде чем она доберется от истока до устья.

Способность почвы к самоочищению подрывается резким уменьшением в ней количества редуцентов, происходящим под влиянием неумеренного применения пестицидов и минеральных удобрений, выращивания монокультур, полной уборки с полей всех частей выращенных растений и т. д.

 

2. ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

 

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.

Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.

Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей среды».

Охрана окружающей природной среды складывается из:

−             правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

−             материального стимулирования природоохранной деятель­ности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

−             инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» охране подлежат следующие объекты:

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

−             земли, недра, почвы;

−             поверхностные и подземные воды;

−             леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

−             атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Основными принципами охраны окружающей природной среды должны являться:

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

−             соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

−             обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
     научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

−             охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

−             ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

−             платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

−             независимость контроля в области охраны окружающей среды;

−             презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

−             обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

−             обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

−             учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

−             приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

−             допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

−             обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

−             обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

−             охранение биологического разнообразия;

−             обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

−             запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

−             соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

−             ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

−             организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

−             участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

−             международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

 

3. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организа­ции научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке от вредных веществ сточных вод и отходя­щих газов, снижению норм использования природных ресурсов и т. д. Такая деятельность осуществляется в основном инже­нерными методами.

Существуют два основных направления природоохранной деятельности предприятий. Первое — очистка вредных выбросов. Этот путь «в чистом виде» малоэффективен, так как с его помощью далеко не всегда удается полностью прекратить поступление вредных веществ в биосферу. К тому же сокращение уровня загрязнения одного компонента окружающей среды ведет к усилению загрязнения другого.

И Например, установка влажных фильтров при газоочистке позво­ляет сократить загрязнение воздуха, но ведет к еще большему загрязнению воды. Уловленные из отходящих газов и сливных вод вещества часто отравляют значительные земельные площади.

Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резко сокращает уровень загрязнения окружающей среды, однако не решает этой проблемы полностью, поскольку в процессе функционирования этих установок тоже вырабатываются отходы, хотя и в меньшем объеме, но, как правило, с повышенной концентрацией вредных веществ. Наконец, работа большей части очистных сооружений требует значительных энергетических затрат, что, в свою очередь, тоже небезопасно для окружающей среды.

Кроме того, загрязнители, на обезвреживание которых идут огромные средства, представляют собой вещества, на которые уже затрачен труд и которые за редким исключением можно было бы использовать в народном хозяйстве.

Для достижения высоких эколого-экономических результатов необходимо процесс очистки вредных выбросов совместить с процессом утилизации уловленных веществ, что сделает возможным объединение первого направления со вторым.

Второе направление — устранение самих причин загрязнения, что требует разработки малоотходных, а в перспективе и безотходных технологий производства, которые позволяли бы комплексно использовать исходное сы­рье и утилизировать максимум вредных для биосферы веществ.

Однако далеко не для всех производств найдены приемлемые технико-экономические решения по резкому сокращению количества образующихся отходов и их утилизации, поэтому в настоящее время приходится работать по обоим указанным направлениям.

Заботясь о совершенствовании инженерной охраны окружа­ющей природной среды, надо помнить, что никакие очистные сооружения и безотходные технологии не смогут восстановить устойчивость биосферы, если будут превышены допустимые (пороговые) значения сокращения естественных, не преобразованных человеком природных систем, в чем проявляется действие закона незаменимости биосферы.

Таким порогом может оказаться использование более 1% энергетики биосферы и глубокое преобразование более 10% природных территорий (правила одного и десяти процентов). Поэтому технические достижения не снимают необходимости решения проблем изменения приоритетов общественного развития, стабилизации народонаселения, создания достаточного числа заповедных территорий и других, рассмотренных ранее.

 

4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

 

Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет за­кон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе­ления» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законо­дательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавли­вающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граж­дан» (1993) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспе­чение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В за­коне зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду оби­тания. Важнейший раздел закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платно­сти использования природных ресурсов. Размер платы зависит от то­го, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответствующими государственными органами пределах или нет). В ряде случаев предусмотрена плата за воспроиз­водство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т. д.). Закон устанавливает принципы нормирования качества окружаю­щей природной среды, порядок проведения государственной эколо­гической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуата­ции предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычай­ным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответствен­ности за экологические правонарушения; порядку возмещения при­чиненного вреда.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2000) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995), Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998).

Одной из важнейших составных частей природоохранительного законодательства является система экологических стандартов. Ее своевременная научно обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентиро­ваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной деятельности. Несоблюдение стандартов влечет за собой юридиче­скую ответственность.

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды вклю­чают в себя санитарные нормы и правила Минздрава РФ, обеспечи­вающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя РФ, устанавливающие порядок учета эколо­гических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора, определяющие прин­ципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефеде­ральные нормативные документы (ОНД) Госкомэкологии, устанав­ливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т. д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружа­ющей среды является система стандартов «Охрана природы».

Отраслевая нормативная документация и документация предпри­ятий по охране окружающей среды включают в себя соответственно ОСТы, СТП, руководящие документы (РД), положения и т. п.

Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды — предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах.

ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных ве­ществ в отдельности и действует на территории всей страны.

В В последнее время ученые утверждают, что и соблюдение ПДК не гарантирует сохранения качества среды на достаточно высо­ком уровне хотя бы потому, что влияние многих веществ в пер­спективе и при взаимодействии друг с другом еще слабо изучено.

На основе ПДК разрабатываются научно-технические норма­тивы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в водный бассейн. Эти нормати­вы устанавливаются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на окружающую среду всех источников в данном районе не при­водило к превышению ПДК.

Из-за того что количество и мощность источников загрязнения меняются с развитием производительных сил района, при­ходится периодически пересматривать нормативы ПДВ и ПДС. Выбор наиболее эффективных вариантов природоохранной деятельности на предприятиях должен осуществляться с учетом необходимости соблюдения этих нормативов.

К сожалению, в настоящее время многие предприятия в силу технических и экономических причин не способны сразу уложиться в эти нормативы. Закрытие такого предприятия или резкое ослабление его экономического положения в результате штрафных санкций тоже не всегда возможно по экономико-социальным причинам.

Кроме чистой окружающей среды, человеку для нормальной жиз­ни нужно есть, одеваться, слушать магнитофон и смотреть кино и телепередачи, производство пленок и электроэнергии для кото­рых является весьма «грязным». Наконец, нужно иметь работу по специальности рядом с жильем. Лучше всего реконструиро­вать отсталые в экологическом смысле предприятия так, чтобы они перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в пол­ном объеме выделить средства на это может далеко не каждое предприятие, так как природоохранное оборудование, да и сам процесс реконструкции стоят очень дорого.

Поэтому таким предприятиям могут быть установлены вре­менные нормативы, так называемые ВСВ (временно согласован­ные выбросы), допускающие повышенное сверх нормы загряз­нение окружающей среды в течение строго определенного сро­ка, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросов природоохранных мероприятий.

От того, укладывается или нет предприятие в установленные ему нормативы и в какие именно — ПДВ, ПДС или только в ВСВ,— зависят размер и источники платы за загрязнение окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды в РФ осуществляется орга­нами законодательной и исполнительной власти, местного самоуп­равления и специально уполномоченными органами, главным из ко­торых является Министерство природных ресурсов РФ (МПР). На МПР возложены выработка и проведение природоохранной полити­ки в стране, нормативно-правовое регулирование соответствующих работ. МПР России обеспечивает также рациональное природополь­зование (добыча полезных ископаемых, использование вод, объектов животного мира), безопасность водохранилищ и гидротехнических сооружений, охрану поверхностных и подземных вод, а также воды в системах хозяйственного водопользования, охрану и защиту лесного фонда и выполняет ряд других функций. Ведомство имеет территори­альные органы.

Управление охраной окружающей среды в субъектах федерации, в краях, областях и городах осуществляется органами представитель­ной (законодательные собрания, городские думы и т. п.) и исполни­тельной власти (правительства, мэрии и т. п.).

Органы государственного экологического контроля включают в себя органы исполнительной власти, Ростехнадзор России, а также Феде­ральную службу в сфере природопользования и Роспотребнадзор России, одна из функций которого — проведение санитарно-эпиде-миологического надзора, и некоторые другие, осуществляющие гос­контроль в достаточно узком направлении (защита от заболеваний скота и сельскохозяйственных растений, охрана и рациональное ис­пользование рыбных ресурсов и т. д.). Представители этих органов имеют право давать обязательные для выполнения предписания, привлекать к административной ответственности должностных лиц, нарушивших природоохранное законодательство, направлять в суд иски на возмещение природе ущерба и многое другое.

Важнейшим надзорным органом по охране окружающей среды и рациональному природопользованию является природоохранная прокуратура.

Ведомственный экологический контроль осуществляют службы ох­раны природы министерств и ведомств,

Общественный экологический контроль проводится профсоюзны­ми организациями. В коллективных договорах предусматриваются мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. Кроме того, этот вид контроля осуществляют общественные организации и объединения.

Особой формой экологического контроля является мониторинг окружающей среды. Различают следующие виды мониторинга:

−             глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах материков;

−             национальный, проводимый на территории одного государства;

−             региональный, проводимый на большом участке территории одного государства или сопредельных участках нескольких госу­дарств;

−              локальный, проводимый на сравнительно небольшой террито­рии (города, водного объекта, района крупного предприятия и т. п.).

В РФ осуществление мониторинга возложено на Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В системе наблюдения за состоянием атмосферы, морских вод, земли и почв, растительного и животного мира, поверхностных вод суши, подземных вод и вод водохозяйственных систем, а также геологической среды и минерально-сырьевых ресурсов задействова­но МПР РФ.

Организация работ по охране окружающей среды на предприяти­ях и в организациях осуществляется, как правило, одной из служб главных специалистов (ОГМ или ОГЭ). Чаще всего это служба, отве­чающая за эксплуатацию вентиляционных систем. Возможно созда­ние специальной службы по охране окружающей среды. При любом варианте организации работ подразделение, ответственное за их про­ведение, контролирует выполнение законодательства по охране ок­ружающей среды на предприятии, проводит инвентаризации источ­ников выбросов и сбросов, а также энергозагрязнений, обеспечивает контроль загрязнений атмосферы, гидросферы и почв, создаваемых предприятием. На это же подразделение возлагается заполнение эко­логического паспорта.

Важнейшим направлением работ служб, связанных с обеспечени­ем экологической безопасности прилегающих к предприятию сели­тебных зон, является производственный контроль. Он включает в себя оценку уровня загрязнений атмосферы, гидросферы и почв, а также состояния газопылеулавливающих систем, систем очистки воды, шумоглушения и т. п.

С 1999 г. в РФ действует в качестве стандартов России комплекс международных стандартов ИСО серии 14000 «Система управления качеством окружающей среды». ГОСТ РИСО 14001—98 устанавлива­ет требования к системам окружающей среды в целях оказания помо­щи организации (предприятию) в определении ее политики в указан­ной области и планируемых характеристик окружающей среды, кото­рые могут быть достигнуты при реализации этой политики с учетом их фактических значений и требований законов и других нормативно-правовых актов,

Наиболее эффективным способом определения эффективности такого рода систем управления является их аудитсистематический и документально оформленный процесс проверки объективно полу­чаемых и оцениваемых данных для определения соответствия систе­мы управления окружающей средой организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией. В случае необ­ходимости руководство организации корректирует свою экологиче­скую политику, соответствующие задачи и планы работ.

К проведению экологического аудита, как правило, привлекают­ся специализированные организации, имеющие лицензию на его проведение, выданную специально уполномоченными органами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды.     – М.: Аспект Пресс, 1998
  2. Безопасность жизнедеятельности. Под общей ред. Белова С.В. - М.: Высшая школа, 2006
Сколько до сессии?
Декабря 2016 Января 2017
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Поиск
Программы в помощь