Get Adobe Flash player
Главная Культурология Вопросы по теории культуры

Вопросы по теории культуры

Скачать

5.1 Вопросы по теории культуры

 

  1. Морфология искусства: родовая, видовая.
  2. Специфика художественного творчества.
  3. Мораль в системе культуры.
  4. Основная проблематика философии культуры (обзор).
  5. Обоснование культуры в античности.
  6. Обоснование культуры в религиозных учениях и религиозной философии Средневековья; в западной философии Нового времени.
  7. Феномен Священной Книги в мировой культуре. Библия.
  8. Обоснование культуры в неклассической философии XIX–XX вв.
  9. Обоснование культуры в постнеклассической философии.
  10. Этнология как наука, её основания и особенности.
  11. Основные теории этноса.
  12. Классификация этносов.
  13. Абстрактная семиотика, семиотика культуры.
  14. Семиотические подходы к изучению культуры.
  15. Историко-типологические представления о категории субкультуры.
  16. Предмет и методы социологии культуры.
  17. Специфика социологических подходов к изучению культуры.
  18. Творческая личность в системе культурологического знания.
  19. Классика как культурологическая категория.
  20. Социология художественной деятельности.
  21. Социальные функции культуры.
  22. Происхождение и сущность мифа.
  23. Своеобразие мифологического мышления.
  24. Миф как система.
  25. Осевой культурный переворот как парадигма культурного развития. Осевые учителя
  26. Феномен режиссуры в художественной культуре ХХ в. (театр, кино)

 

5.3 Содержание вопросов по теории культуры и литература к ним

 

1. Морфология искусства: родовая, видовая

Принципы классификации искусства: образ как интегральная структура искусства и художественного произведения; художественное восприятие как основа понимания и характеристики искусства. Структурирование искусств по способам восприятия: изобразительные и неизобразительные; пространственные, временные и пространственно-временные; статические, динамические и синтетические. Качественная определенность видов искусства как проявления специфических возможностей освоения и отражения жизни. Родовая дифференциация видов искусства: внутриродовая (эпос, лирика, драма в литературе; документальный и художественный кинематограф; станковая и декоративная живопись и т. д.); межродовая (живопись, графика, скульптура в изобразительном искусстве; театр, цирк, эстрада в зрелищном искусстве и т. д.). Жанр как категория художественной морфологии.

Литература:

1. Куренкова Р.А. Эстетика. Учебник для студентов вузов. М.: Владос, 2004.

2. Никитич Л.А. Эстетика. Учебник для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004.

2. Специфика художественного творчества

Роль личности художника в творчестве. Особенности взаимодействия объективного и субъективного в художественно-творческом процессе. Талант – важное слагаемое личности художника. Уровни художественного дара. Значение миросозерцания художника в его творчестве и создании художественных произведений. Мастерство – условие практической художественной деятельности. Индивидуальный творческий метод как сознательная творческая деятельность. Процесс художественного творчества: от замысла художественного произведения до его материального воплощения. Образность как отличительная черта художественного замысла. Гармоническая слаженность формы и содержания – основная проблема материального воплощения замысла. Диалог автора и героя – итог длительного художественно-творческого процесса. Специфические формы выражения авторского отношения в художественном произведении. Социальная атрибуция творческих достижений

Литература:

1. Куренкова Р.А. Эстетика. Учебник для студентов вузов. М.: Владос, 2004.

2. Никитич Л.А. Эстетика. Учебник для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004.

3. Мораль в системе культуры

Этика как область философского и культурологического знания о законах регулирования отношений между людьми. Мораль – основной предмет этики. Мораль как совокупность исторически определенных норм и представлений людей конкретной эпохи и конкретного народа. Формирование морали на основе реальных процессов общественной жизни. Нормы морали как духовные ценности и ценностные ориентиры. Нравственная культура и ее ценности. Роль нравственной культуры в социальной жизни общества и личности. Реализация нормативной функции культуры с помощью норм-табу, норм-принципов, норм-ценностей. Особенности нормирования деятельности в различных культурах и сферах жизни. Взаимосвязь морали с искусством. Сходство и различие морали и религии. Нравственный и эстетический идеал.

Литература:

1. Основы этических знаний. 2 изд. СПб.: Лань, 2002.

2. Радугин А.А. Этика. Учебное пособие для вузов. М.: Центр, 2003.

3. Этика. Учебник. М.: Гардарики, 2004.

4. Основная проблематика философии культуры (обзор)

Проблема происхождения и эволюции значений терминов «культура» и «цивилизация» в их соотносительности друг с другом. Культура как самосознание человека-в-мире: позиция устремленности к прошлому (золотому веку) или к будущему (Царству Божьему). Проблема времени возникновения культуры. Проблема способа происхождения культуры. Соотношение культуры и культа. Проблема времени возникновения рефлексии на культуру (философии культуры). Ценности: аксиологический подход к исследованию культуры. Проблема способов символического обоснования культуры в неклассической философии. Символичность культуры. Символ как предмет, знак, образ. Проблема возможности понимания. Традиционные (религиозные) и философские герменевтики. Проблема игры. Эстетические, социологические и психологические концепции игры. Проблема элитарной и массовой культуры. Основные концепции. Проблема судьбы культуры. Культура как набор смыслообразующих парадигм (логических схем).

Литература:

1. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

2. Каган М.С. Философия культуры. М., 1996.

3. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

4. Культурология. ХХ век: Энциклопедия / Гл. ред. С.Я. Левит. Т.1–2. СПб., 1998.

5. Современный философский словарь. Екатеринбург, 1998.

5. Обоснование культуры в античности

Опора диалектики истинного бытия и меона (небытия) на мифологические природные образцы. Объективация мифа в умопостигаемом законе. Эйдетический (образный) способ мышления посредством видения. Ранняя греческая натурфилософия. Проблема вещественного самопорождения мира. Введение категорий «логос» и «эйдос». Классическая античная философская антропология. Космичность человека и антропоморфность космоса. Эллинистическая философия: формирование религиозной мировоззренческой предпосылки. Неоплатонизм как теоретический итог античной культуры.

Литература:

1. Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1–2. М., 1992.

2. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

3. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 1. СПб., 1997.

6. Обоснование культуры в религиозных учениях и религиозной философии Средневековья; в западной философии Нового времени

Соотношение веры и разума. Восток: малая динамичность культурной модели: единство в многообразии и терпимость. Иранский зороастризм: открытие дуализма и эсхатологии. Предельная динамичность культурной модели. Умеренная динамичность культурной модели: взаимный переход противоположностей. Иудейский монотеизм. Логика обращенной триады (синте-тезис-антитезис) со снятием первого элемента хронологической последовательности. Модель творческого акта. Культурно-философский смысл христианства (евангельское христианство, православие, католицизм, протестантизм). Философия эпохи научной революции XVII в.: радикализм и эмпиризм. Самоконструирование философии как науки наук. Философия Просвещения XVIII в. Культура как инобытие природы, согласной с разумом. Германская классическая философия: рефлексия на тождество субъекта и объекта. Концепция Гегеля как теоретический итог новоевропейской классической культуры.

Литература:

1. Померанц Г.С., Миркина З. Великие религии мира. М., 2001.

2. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 2, 3. СПб., 1997.

3. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

7. Феномен Священной Книги в мировой культуре. Библия

Священные книги в истории человечества. Упанишады. Бхагаватгита. Авеста. Дао-дэ-цзин. Луньюй. Ветхий Завет: Проблематичность народной жизни и человеческого существования в контексте отношений народа и человека с Богом. Идеи исхода и остатка.

Моисей и религиозное самоопределение народа. Идея Обетованной земли. Культура эпох судей и царств. Давид и Соломон, их культурная роль. Иерусалимский храм как религиозный центр и культурный памятник. Пророки, их миссия и культурное значение. Вавилонское пленение и судьбы культуры. Культура эпохи второго храма. Книга и книжники в культуре. Эллинистическое влияние и культурные противоборства. Саддукеи, фарисеи, ессеи. Утрата храма и проблема сохранения религиозно-культурной целостности. Новый Завет: Новое предназначение человека в мире. Евангелия, их происхождение, духовный смысл и культурное значение. Значение Библии в истории культуры.

Литература:

1. Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). Милан, М., 1992.

2. Ильин В.Н. Шесть дней творения. Paris, 1991.

3. Мень А. История религии. Т. 2, 5, 6. М., 1991–1992.

4. Мень А.В. Мир Библии. М., 1990.

         5. Чистяков Г. Над строками Нового Завета. М., 1999, 2000.

8. Обоснование культуры в неклассической философии XIX–XX вв.

Смена естественнонаучной парадигмы философии гуманитарной: антропологический поворот. Романтизм в культурно-философском аспекте. Пессимистическая концепция А.Шопенгауэра: мир как воля и представление. «Философия жизни». Волюнтаризм Ф.Ницше. Конфликт становления и ставшего. О.Шпенглер о законе судьбы. Интуитивизм А.Бергсона: развертывание в истории «жизненного порыва». Психоанализ З.Фрейда: концепция репрессивной культуры. Аналитическая психология К.Г.Юнга: становление и бытие архетипов как модель культуры. Обоснование культуры в Марбургской и Баденской школах неокантианства. Отказ от «генерализирующего» метода в пользу «индивидуализирующего». Герменевтика как теория и метод: от Ф.Шлейермахера до П.Рикёра. Трансцендентальная феноменология Э.Гуссерля: преодоление дуалистической дихотомии внутреннего и внешнего опыта. Концепция «жизненного мира». Экзистенциализм как учение о смысле человеческой жизни. проблема выбора себя у С.Кьеркегора. Онтологическая феноменология М.Хайдеггера. К.Ясперс о пограничных ситуациях и философской вере. Концепции Ж.-П.Сартра и А.Камю. Философская антропология М.Шелера, персонализм, неотомизм. Структурализм как наука о знаковых системах. Кризис антропоцентризма. Сциентистское направление обоснования культуры. Марксизм и неомарксизм, прагматизм, логический позитивизм, аналитическая философия.

Литература:

1. История современной зарубежной философии: компаративистский подход / С.Шапиро, А.Алексеенко. Т.1–2. СПб., 1998.

2. История философии: Запад–Россия–Восток. В 4 кн. Кн. 3, 4. М., 1999–2000.

3. Пигулевский В.О., Мирская Л.А. Символ и ирония: опыт характеристики романтического мировоззрения. Кишинев, 1990.

4. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т.4. СПб., 1997.

5. Культурология. ХХ век: Энциклопедия / Гл. ред. С.Я.Левит. Т.1–2. СПб., 1998.

9. Обоснование культуры в постнеклассической философии

Замена репрезентативной модели симулятивной в постструктурализме. Критика модели присутствия как основного способа западного мышления. Деконструкция: методологическая стратегия преодоления метафизики. Замена вертикальной модели отношения между философией и наукой на горизонтальную. Постмодернизм как деконструкция проекта Просвещения посредством риторических стратегий. Классификация основных признаков постмодернизма. Древовидная ветвящаяся графика как модель постнеклассической картины мира. Постмодернизм как открытие инновации внутри традиции.

Литература:

1. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

2. Маньковская Н.Ю. Эстетика постмодернизма. М.,

3. Современный философский словарь. Екатеринбург, 1998.

4. Культурология. ХХ век: Энциклопедия / Гл. ред. С.Я.Левит. Т.1–2. СПб., 1998.

10. Этнология как наука, её основания и особенности

Предмет этнологии. Методы этнологии: полевые исследования, изучение письменных источников, устных преданий, описание антропологических и археологических материалов, анализ статистических источников, полевые исследования. Становление этнологии как науки. Происхождение понятия «этнология». Эволюция науки. Становление этнологии в Германии, в Франции, в России, англоязычных странах. Связь этнологии с другими науками: с антропологией, этнографией, культурной и социальной антропологией, социологией, психологией и т.д.

Литература:

1. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.

2. Cервье Ж. Этнология. М., 2004.

3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

4. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1971.

11. Основные теории этноса

Понятия «этнос» и «этничность». Структура этноса. Теории примордиалистского подхода: природное направление (концепция Л.Н. Гумилёва); эволюционно-историческое направление (теория этноса Ю.В. Бромлея). Инструменталистский подход: информационная концепция Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова. Особенности конструктивистского подхода к понятию «этнос».

Литература:

1. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.

2. Cервье Ж. Этнология. М., 2004.

3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

4. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1971.

12. Классификация этносов

Географическая классификация.

Антропологическая классификация. Понятия «раса» и «расовые признаки»; основные расовые признаки применяемы при классификации – форма волос, третичный волосяной покров, цвет волос, цвет кожи и глаз, рост, пропорции тела, параметры головы, параметры носа и губ, прогнатизм, эпикантус. Большие расы и их основные признаки. Ареалы распространения рас.

Лингвистическая классификация. Два критерия лингвистической классификации. Этнологический смысл лингвистической классификации. Основные языковые семьи.

Хозяйственно-культурная классификация. Особенности классификации по хозяйственно культурным типам. Основные ХКТ. Историко-этнографические области.

Литература:

1. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.

2. Cервье Ж. Этнология. М., 2004.

3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

4. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994.

5. Рыбаков С.Е. Философия этноса. М., 2001.

6. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1971.

13. Творческая личность в системе культурологического знания

Философско-психологические аспекты изучения творческой личности

Этимологические корни понятия «личность». Философско-психологические подходы к изучению личности: общефилософская логика многоуровнего исследования личности, экзистенциальное понимание личности.

Методологические основы изучения художественного творчества:

сущность субъекта («творческая личность»), процесс по претворению сущности (творчество как сфера воплощения идей и сфера воплощения личности через идеи, причем воплощения, происходящего на бессознательном уровне); возможность контраста объекта и субъекта в творчестве крупнейших художников.

Типологические инварианты художественно одаренной личности: типология И. Павлова («художники» и «мыслители»; личностные характеристики, определенные К. Юнгом: мыслительный, эмоциональный, сенсорный, интуитивный типы; типологическая система А. Лазурского.

Проблема личностных стимулов, обусловливающих развитие и реализацию творческого потенциала: противоречивость в осмыслении категорий «таланта» и «гениальности» (В. Пансо, Д. Дидро, Г. Гегель, Н. Бердяев, Д. Андреев, А. Моль, М. Бахтин…)

Категория «творчество». Ассоциативные механизмы творчества.

Понятие ассоциации в различных научных сферах; междисциплинарный аспект изучения ассоциации (семиотическая проблематика: символ, имя, интертекстуальных конструкций постмодернизма).

Системный характер ассоциации как процесса и как механизма позволяет определить важные закономерности творческого процесса и его результатов в художественной культуре.

Механизм формирования ассоциации связан с такими особенностями человеческой психики, как воображение (фантазия), память, синестезия, эйдетизм, амбивалентность.

Приемы, актуализирующих психологический механизм ассоциации: символ, метафора, аллегория, аллюзия, инверсия, рифма.

Роль ассоциации в художественной культуре определяется двояко: в контексте процесса создания (художественные программы, приёмы…) и процесса восприятия произведений (феномен ассоциативного восприятия определённых видов искусства и художественных направлений).

Принципы экстраполяции социально-психологической проблематики в художественную сферу.

– Личность в психологии в диалектике взаимодействия и исполнения: понятие роли, маски, ансамбля.

– гуманитарно ориентированная проблематика психоанализа в ее методологическом качестве и интересы искусствоведческого исследования (точка зрения З. Фрейда о действии механизма творчества по принципу, обратному механизму забывания, гипноза, по принципу «уже виденного»).

– психоаналитическая концепция Э. Берна: Ребенок – Взрослый – Родитель и экстраполяция в театральную сферу: режиссер- актер- роль.

– проблема эмоций как личностно мотивированного явления и функционирование бессознательного у творца. Эмоция и аффект. Художественность и культурная ценность эмоции.

– идея статической и динамической адаптации.

Проблема творчества и (или) патологии. Художественное творчество как проявление невроза (пограничное качество "величайшей гениальности" и "полнейшего сумасшествия", болезненность творчества). Невроз как пограничное состояние, предшествующее поляризации личностных проявлений, где творчество рассматривается как альтернатива неврозу (З. Фрейд: борьба с действительностью может привести личность к компенсирующему высшему творчеству; Э. Фромм: процесс театрального творчества едва ли не адекватен невротическому стремлению к свободе; В. Франкл и теория диссонанса в свете самоактуализации личности). Преодоление невроза, защита от него опирается на вытеснение (по Фрейду) или адаптацию (по Фромму).

Литература:

  1. Актер. Персонаж. Роль. Образ. Л., 1986.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.
  3. Злотникова Т.С. Человек – хронотоп – культура. Ярославль, 2003.
  4. Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни. М., 1990.
  5. Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.
  6. Симонов П., Ершов П. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984.
  7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  8. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
  9. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  10. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1996.

14. Классика как культурологическая категория

Творческая личность в качестве субъекта интерпретации; в качестве объекта интерпретации - классика.

Этимология термина «классика»; эволюция значения.

Наиболее употребимые применительно к сфере искусства пять значений понятия «классика»:

- достаточно широко понимаемое художественное наследие, которое видится как средоточие прекрасных и достойных внимания потомков произведений.

- шедевры, являющиеся воплощением представлений о совершенстве в каждую из прошедших исторических эпох.

- явления, принадлежащие к античности.

- искусствознание ХХ века стало относить понятие классики к искусству Возрождения, противопоставляя ему барокко.

- любые произведения, характеризуемые такими признаками, как мера и гармония

Существование культурологической проблемы, связанной с условиями превращения «обычных» явлений в классику.

Классика в ХХ веке является таковой, если есть субъект, воспринимающий ее как нормативное, каноническое или, напротив, открытое широким толкованиям качество. Для ХХ века характерны потребность обнаружить в классике не столько образец для подражания, сколько образец неповиновения; отношение к классике не просто как к источнику истолкования смыслов, но как своего рода замене культурными образцами образцов жизненных.

Зеркало как инварианта интерпретации в сфере художественной деятельности классики. Зеркало как художественный образ, зеркало как бытовой предмет, зеркало как культурный символ, зеркало как граница между субъектом и объектом. Выстраивание цепочки тень – смерть – зеркало как в западной культурной традиции, так и в русской. Культура ХХ века характеризуется пониманием зеркала как деформированного, трансформирующего и преувеличивающего стекла. Фиксируется ранее появившееся новое качество классического, сформированного Л. Кэроллом, мотива зазеркалья.

Инвариантом зеркала в культуре как интерпретации, радикально видоизменяющей, а не только служащей пониманию первоначального смысла, является проблема двойничества. Двойник в истории культуры – это разнообразно преломляющаяся интеллектуальная и художественная проблема. Выражением двойничества становится маска. Эффектные образцы в искусство рождает двойничество уродства и красоты. Философски наполненно предстает двойничество животного и человека. «Остранение» или «очуждение» человека, обнаруживаемого в своем ином качестве перед взглядом животного или замещаемого животным. Важным является аспект двойничества – человек и тень. Богатейший культурный пласт стоит за двойничеством ума и безумия.

Таким образом, зеркало в культуре, являясь метафорическим инвариантом интерпретации, может быть представлено, во-первых, как удвоение изображения, во-вторых, как пародийное изображение, и, в-третьих, как способ изображения, меняющий не только облик и не столько облик, сколько смысл явления или человека.

Теория культуры, как она сложилась к концу ХХ в., позволяет развести такие далеко не однозначные понятия, как КЛАССИЧЕСКИЙ ТЕКСТ и ТЕКСТ КЛАССИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Если учесть, что понятие текста (своего рода классически организованного и завершенного культурного феномена) имеет различные научные традиции толкования, то в качестве наиболее ярких можно назвать семиотику (текст и знак) и герменевтику (текст и смысл), причем в обоих случаях текст не ограничивается, а то и не воплощается в наборе вербальных знаков.

Для современного исследователя очевидно влияние не только автора на художественный текст, но и художественного текста на текст поведения автора.

КЛАССИЧЕСКИЙ ТЕКСТ - структурно завершенный, раз и навсегда заданный комплекс символов, либо кодов, либо мотивов, реже (но также возможно) СМЫСЛОВ. Человеческая культура накопила огромный опыт создания классических текстов – и их гораздо больше, чем имеется текстов классических произведений. Примеры возможных типов классического текста: текст энциклопедии, письма. Идея «классического текста» сформулирована Ю. Лотманом, отмечавшим определенность функции, реализуемой в случаях, когда текст может «быть романом», «быть документом», «быть молитвой». Лотман отмечал такие признаки текста, как «выраженность» (если, в частности, текст принадлежит «области речи»), «отграниченность» и «структурность».

Варианты «рождения» «текста классического произведения». Текст классического произведения обладает более высоким потенциалом как носитель культурных ценностей, чем классический текст. Если для классического текста первоочередное значение имеет система, в соответствии в которой он «сотворен», то для текста классического произведения важно «нарушение» (Лотман) системы как средство информационной активности структуры.

Процесс историко-культурного развития установил представление о том, что механизм интерпретации применим к любому тексту классического произведения, поскольку такой текст является открытой системой, содержащей непознанный запас смыслов. Классический текст принципиально может быть сведен к системе кодов. Что же касается текста классического произведения, то он не сводим к формальному единству структурных элементов и максимально связан с категорией смысл.

Литература:

1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1968.

2. Вулис А. Литературные зеркала. М., 1991.

3. Гадамер Г.-Г. Эстетика и герменевтика // Актуальность прекрасного. М., 1991.

4. Злотникова Т.С. Человек – хронотоп – культура. Ярославль, 2003.

5. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. М.,1995.

6. Лотман Ю. Об искусстве. СПб., 1998.

7. Почепцов Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М., 1998.

8. Философская энциклопедия. М., 1962.

9. Художественное творчество/ Вопросы комплексного изучения. Л., 1986.

15. Социология художественной деятельности

Место (значение) данного вида искусства: в жизни общества в момент его (вида) формирования; в различных национальных культурах; в современной России.

Профессиограмма творца в выбранном виде искусстве: примерное соотношение количества деятелей данного вида искусства с количеством деятелей еще двух видов искусства; длительность и условия профессиональной подготовки; требования к природным данным; требования к профессиональным умениям.

Условия организации труда (технологии, соотношение личности и коллектива): формы общественной презентации творчества (сформулировать самостоятельно); длительность существования человека в профессии, варианты деятельности после окончания/в период развития карьеры; особенности оплаты труда конкретного творца и финансирования в данном виде искусства в целом; влияние технического прогресса на творчество в данном виде искусства.

Социограмма публики данного вида искусства: соотношение публики данного вида искусства с публикой 2 других видов искусства (количественные параметры); перекрещивание/наложение интересов публики данного вида искусства с публикой 2 других видов искусства; типология аудитории данного вида искусства; способы привлечения публики к данному виду искусства (сравнить исторический опыт и современные практики); формы реакции публики на произведения; формы общения публики с творцами вне художественного процесса; реализация политических, экономических, религиозных интенций через произведения данного вида искусства; роли государства в работе/творчестве в данном виде искусства.

Социология творческой личности в различных видах искусства:

«Праздник мира» Г. Гауптмана в постановке Е. Вахтангова и «Фальшивая монета» М. Горького – нравственные концепты предвоенного года); «эволюция» творческой личности от «властителя дум» до «обслуживающего персонала».

Социология коллективной деятельности в искусстве (в соответствии со спецификой различных его видов):

лидер в искусстве (1. Лидер в коллективных видах искусства. 2. Организатор художественной деятельности – менеджер, продюсер и т.п.); фестивали, конкурсы, галерейная деятельность, художественные аукционы, другие коллективные (однократные) акции в различных видах искусства.

Социология восприятия искусства:

Зрелище как социокультурный феномен; специфика публики (а) в различных видах искусства и (б) в различные эпохи: взаимодействие и эволюция); камерные и массовые способы организации аудитории: малая сцена и т.п.

В качестве примеров используется современный материал, материал различных стран (в сопоставительном анализе).

Литература:

  1. Актер и режиссер: жизнь в театре. Социальные проблемы творческой деятельности. М., 1991.
  2. Борев В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.
  3. Давыдов Ю., Роднянская И. Социология контркультуры. Критический анализ. М., 1980.
  4. Дмитриев А. Социология юмора. Очерки. М., 1996.
  5. Злотникова Т. Публичное одиночество. Ярославль, 1998.
  6. Злотникова Т. Человек – хронотоп – культура. Ярославль, 2003.
  7. Лотман Ю. Культура и взрыв. М., 1992.
  8. Разлогов К. Коммерция и творчество: враги или союзники. М., 1992.
    1. Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. (Процессы распространения и освоения художественных ценностей). М., 1990.
    2. Социология искусства / Дуков. М., 2001.
    3. Хренов Н. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М., 1981.
    4. Элитарное и массовое в русской художественной культуре. М., 1996.

16. Абстрактная семиотика, семиотика культуры

Предмет семиотики, определение семиотики как науки о знаковых системах. Простейшая знаковая система – светофор. Актуализация идеи Ч. Морриса о трех разделах семиотики (синтаксисе-синтактике, семантике, прагматике) на примере данной знаковой системы. Прагматика в интерпретации Ю. Лотмана. Дифференциация представлений об именовании научной дисциплины: семиотика (Ч. Пирс) или семиология (де Соссюр). Дробление семиологии на прагматику, теорию высказывания, социальную критику, теорию восприятия, реляционные теории. Связь семиологии с феноменологией. Категории семиотики: знак, код, символ, текст, контекст. Использование в категориальном аппарате семиотики понятия мифа. Принципы семиотики по А. Богданову-Малиновскому. Треугольник Г. Фреге.

Литература:

1. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

2. Каган М. Философия культуры. М., 1996.

3. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1985.

4. Лотман Ю. Семиосфера. СПб., 2001.

5. Почепцов Г. История русской семиотики. М., 1998.

6. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М., 1995.

7. Флоренский П. Имена // Опыты. Литературно-философский сборник. М., 1990.

8. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 1998.

17. Семиотические подходы к изучению культуры

Знаковая система как язык культуры. Типология знаков. Иконические знаки и их функционирование в культуре. Конфенциональные знаки и их функционирование в культуре. Индексальные знаки и их функционирование в культуре. Категория смысла в семиотике культуры. Знак и символ в культуре. Текст поведения и семиотизация жизни по Ю. Лотману.

Литература:

1. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

2. Каган М. Философия культуры. М., 1996.

3. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1985.

4. Лотман Ю. Семиосфера. СПб., 2001.

5. Почепцов Г. История русской семиотики. М., 1998.

6. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М., 1995.

7. Флоренский П. Имена // Опыты. Литературно-философский сборник. М., 1990.

8. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 1998.

18. Историко-типологические представления о категории субкультуры

Историко-культурные предпосылки формирования субкультур. Актуализация взаимодействия форм общественного сознания в процессе формирования и развития субкультур. Трансформация субкультурных образований в период Нового времени. Типология субкультур. Демографические характеристики субкультур. Профессиональные характеристики субкультур. Субкультура, элита, контркультура: специфика категорий и актуализация взаимодействия. Актуализация архетипических представлений в субкультурах ХХ века.

Литература:

1. Гуревич П. Философия культуры. М., 2000.

2. Давыдов Ю. Искусство и элита. М., 1966.

3. Ерасов Б. Социальная культурология. М., 1996.

4. Фохт-Бабушкин Ю. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М., 1986.

19. Предмет и методы социологии культуры

Генезис и актуальное содержание предмета социологии культуры. Место творчества в предмете социологии культуры (цели творчества, содержание социального заказа, объективные и субъективные факторы влияния на творческий процесс, художественный рынок). Морфология культуры в предмете социологии культуры (социально-культурные институты, социально-демографические характеристики аудитории, деятельность учреждений культуры, досуг, общественная жизнь и общественное мнение). Общенаучные методы социологии культуры и их взаимодействие с методами культурной антропологии, синергетики, герменевтики. Конкретные методы (механизмы) социологических исследований (опрос, интервью, контент-анализ, эксперимент, наблюдение). Социопсихологические и искусствоведческие аспекты социокультурных исследований.

Литература:

1. Ерасов Б. Социальная культурология. М., 1996.

2. Злотникова Т. Человек – хронотоп – культура. Ярославль, 2003.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1999.

4. Плеханов Г. Эстетика и социология искусства. В 2 т. М., 1978.

5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

6. Фохт-Бабушкин Ю. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М., 1986.

7. Ядов В. Социологическое исследование. М., 1982.

 

20. Специфика социологических подходов к изучению культуры

Формирование социологического знания о культуре (западноевропейские традиции XVIII–XIX вв.: Ш. Монтескье, О. Конт, А. де Таквиль, А. Парето, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Мангейм, К. Маркс, Ф. Энгельс). Становление социологического знания о культуре в России (XIX–XX вв.: Н. Данилевский, В. Соловьев, Г. Плеханов, В. Богораз-Тан, Н. Бердяев). Морфологические характеристики культуры; институциональный подход к культуре. Общая характеристика методов и механизмов исследования в социологии культуры. Массовое сознание, массовая культура и элита в социологии культуры. Провинция как историко-типологический и социокультурный феномен. Тоталитаризм как социокультурный феномен.

Литература:

  1. Гуревич П. Философия культуры. М., 2000.
  2. Давыдов Ю. Искусство и элита. М., 1966.
    1. Дондурей Д. Особенности взаимодействия художественной культуры и личности (Некоторые современные буржуазные концепции). М., 1978.
    2. Ерасов Б. Социальная культурология. М., 1996.
    3. Злотникова Т. Человек – хронотоп – культура. Ярославль, 2003.
    4. Лотман Ю. Культура и взрыв. М., 1992.
    5. Массовая культура. М., 2004.
    6. Плеханов Г. Эстетика и социология искусства. В 2 т. М., 1978.
    7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
      1. Фохт-Бабушкин Ю. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М., 1986.

21. Социальные функции культуры

Принципы классификации функций культуры. Основные социальные функции культуры. Человек и общество в контексте социального функционирования культуры.

Литература:

  1. Дондурей Д. Особенности взаимодействия художественной культуры и личности (Некоторые современные буржуазные концепции). М., 1978.
  2. Ерасов Б. Социальная культурология. М., 1996.
  3. Злотникова Т. Человек – хронотоп – культура. Ярославль, 2003.
  4. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1999.
  5. Каган М. Социальные функции искусства. Л., 1978.
  6. Лотман Ю. Культура и взрыв. М., 1992.
  7. Плеханов Г. Эстетика и социология искусства. В 2 т. М., 1978.
  8. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  9. Социальные функции искусства и его видов. М., 1980.
  10. Столович Л. Жизнь – творчество – человек. М., 1985.

22. Происхождение и сущность мифа

Эволюционистские теории. Эвгемеризм, его квазиисторический, натуралистический и генеалогический варианты. Натуралистическая теория происхождения и сущности мифа, ее лингвистический аспект («мифологическая школа»). Сциентистская теория английской антропологической школы. Социологическая теория. Неэволюционистские теории. Ритуалистическая теория кембриджской школы. Функционалистская теория Б. Малиновского. Психосубъективистские теории З. Фрейда А. Адлера, О. Ранка и др. Место и роль мифа в аналитической психологии К.Г. Юнга. Психоаналитическая интерпретация мифа Дж. Кэмпбелла. Символические теории происхождения и сущности мифа. Миф как чудо (А.Ф. Лосев). Трансцендентализм (Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель). Символический эволюционизм. Символический мистицизм (миф как нуминозный опыт). Лингвистические проблемы выражения мифического содержания. Символический функционализм (миф и религия, место мифа в религиозной системе, актуализация мифа: концепция М. Элиаде, идеи К. Кереньи и Р. Отто).

Литература:

1. Ермолин Е.А. Миф и культура. Ярославль, 2002.

2. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976, 1995.

3. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. Учебное пособие для вузов. М., 1994.

4. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996;

23. Своеобразие мифологического мышления

Признаки мифологического сознания (статический и динамический аспекты). Мифологическое мышление. Теория прелогического мышления Л. Леви-Брюля. Теория метафорического мышления Э. Кассирера. Теория сублимации З. Фрейда. Теория архетипов К.Г.Юнга. Теория медиации К. Леви-Строса. Теория имагинативного мышления Я. Голосовкера. Судьбы мифа в Х1Х–ХХ веках. Демифологизация. Трансформация мифа в другие культурные формы. Ремифологизация в ХХ веке, ее причины и выражения. Социальные псевдомифы ХХ века (идеологии).

Литература:

1. Ермолин Е.А. Материализация призрака. Ярославль, 1996.

2. Ермолин Е.А. Миф и культура. Ярославль, 2002.

3. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976, 1995.

4. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. Учебное пособие для вузов. М.,

5. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

 

24. Миф как система

Персонажи (высшие существа, первопредок, герой, трикстер, люди, чудовища, духи, душа). Пантеон, принципы его организации. Космогония. Способы космогонии: стихийное порождение и осмысленное творение. Виды космогонии. Теогония. Антропогония. Цели, последовательность, материал творения человека. Предназначение человека. Этногония. Социогония. Пространство в мифе, его признаки, свойства и строение. Теменос как священное место. Смысловое содержание мифологем мирового древа, мировой горы и др. Пространственные области бытия. Время в мифе, его признаки, свойства и символика. Событийное наполнение мифического времени. Иерархия времени. Священное время вечности и профанное время. Тот и этот свет в мифе. Временные циклы. Судьба человека и человечества в мифе. Основные моменты человеческого существования в мифе.

Литература:

1. Голосовкер Я. Логика мифа. М., 1987.

2. Ермолин Е.А. Миф и культура. Ярославль, 2002.

3. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976, 1995.

4. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996

 

25. Осевой культурный переворот как парадигма культурного развития. Осевые учителя

Общий смысл духовного, культурно-религиозного и художественного переворота. Восточные и западные учителя человечества. Осевой прорыв и художественная культура древности. Осевое время в Индии. Возникновение и развитие джайнизма. Возникновение и развитие буддизма в Индии. Духовный опыт и образ жизни буддиста. Даосизм. Даосские мистика и магия. Конфуций и конфуцианство. Осевое время в Китае: моизм, легизм. Осевое время в культуре Греции. Сократ как осевой учитель. Платон. Осевое время в Риме. Особенности стоицизма и эпикуреизма в Риме. Духовный опыт человека эпохи эллинизма, эллинистические философские школы и религии таинств. Осевое время в культуре Ирана. Осевое время, пророки в культуре древних евреев.

Литература:

1. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988; СПб., 1994.

2. Мень А.В. История религии. Т. 3, 4 (IV–V). М., 1992.

3. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., 1991.

4. Платон. Апология Сократа

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 32–55, 76–79.

 

26. Феномен режиссуры в художественной культуре ХХ в. (театр, кино)

Что такое режиссура? Область театрального мышления и театральной профессии. Возникновение режиссуры. XX в. – век режиссуры.              

Литература:

  1. Аникст А.А. Возникновение научной истории театра в XX в. // Современное искусствознание Запада о классическом искусстве. М., 1977.
  2. Бобылева А. Хозяин спектакля. М., 2000.
  3. Гасснер Д. Форма и идея в современном театре. М,, 1959.
  4. Павис П. Словарь театра. М., 2003 (1991).
Сколько до сессии?
Декабря 2016 Января 2017
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Поиск
Программы в помощь