Get Adobe Flash player
Главная Культурология Контрольная работа

Контрольная работа

Скачать

Содержание

 

1. Культура античной Греции и Рима……………………………………3

2. Культура древней Индии и Китая……………………..…………….6

3. Культура средневековой Западной Европы……….……………9

4. Культура эпохи Возрождения……………………..……………….11

5. Культура эпохи Просвещения………………………………………..13

Литература……………………………………………….………………………..16

 

1. Культура античной Греции и Рима

Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами.

Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия.

Следующая доминанта греческой культуры - мифология. Греческая мифология - это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы.

Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые пели, облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос - козёл, ода - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия.

Театральные представления считались школой воспитания, и государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились 3 трагедии и 2 комедии. Смотрели с утра до вечера, а чтобы все жители смогли посетить театр, выдавались из казны специальные театральные деньги.

Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времён. Его элементы живут в настоящее время. Ведущими архитектурными сооружениями классической Греции были храмы, театры, общественные здания. Основным архитектурным сооружением является храм. Самые знаменитые образцы греческой архитектуры - сохранившиеся до нашего времени в афинском акрополе храмы Парфенон и Эрехтейон.

Греческая скульптура первоначально уступала скульптуре древнего Востока. Но с V в. до н.э. достигла небывалого расцвета. Передаётся не только фигура и лицо, но и движение и даже чувства изображаемых людей.

Живопись была широко распространена в древней Греции в виде фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но они почти не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы.

Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для религии этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту - богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей - отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали

С V в. до н.э. начинается серьёзное влияние греческой культуры и религии, идущее через колонии греков в Италии. Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим обогатил сухую и прозаическую почву итало-римской религии. Под влиянием греческой и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян, главные из которых: Юпитер - бог неба, богиня неба и покровительница брака, супруга Юпитера - Юнона, Минерва - покровительница ремесла, Диана - богиня рощ и охоты, Марс - бог войны. Появляется миф об Энее, устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др.

В IV в. до н.э. в Риме вводится медная монета по греческому образцу, а до этого платили просто куском меди. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства города Рима, который I - III вв. до н.э. насчитывал от одного до полутора миллионов жителей. После завоевания Римом западной части эллинистического мира в его пределы вошли такие крупные культурные центры, как Александрия Египетская, Антиохия в Сирии, Эфес в Малой Азии, Коринфр и Афины в Греции и Карфаген на северном берегу Африки. Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями - храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, - особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоёванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счёт грабительских войн.

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3 - 6 этажей.

Изобразительное искусство Римской имперации впитало в себя достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространённым видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трёх ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. Последняя представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики.

Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

 

2. Культура древней Индии и древнего Китая

Индийская культура складывалась на основе аграрной структуры общества, что и определило ее долговечность.

Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др. (Паклетан) существовали уже в III тыс. до н э на берегах Инда, но действительного развития она достигла в II тыс до н э, в эпоху «Ригвед». На основе большого сборника «Ригвед» было создано своеобразную духовно-мировозренческую систему индуизма - что есть (сердцевиной) ядром индийской культуры. В эту же эпоху осуществлялся раздел общества на касты. Каста - это явление, без которого невозможно понять характер и своеобразие индийской культуры. В «Ригведах» были основаны морально-правовые мотивы раздела общества на 4 станы (касты):

1. Брахманов (жрецов).

2. Кшатриев (волнов).

3. Вайшвив (землеробы)

4. Шудры (слуги)

Было выработано целую систему жизни и поведения человека в зависимости от стана. Например, законным считался брак в пределах одной варны (эндогамия), это ж относилось и к выбору профессии, занятия определенным ремеслом.

Индийская каста - это результат длительного процесса становление производственных, правовых и культурных отношений между людьми, которые разделены между собой за происхождением, профессией, обычаями и законами.

Другим важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры, была система гражданско-политической жизни, основанная Буддой (2 пол. I тыс. до н э). Особенного расцвета государственно-политическая жизнь на принципах буддизма достигло во время царствования Ашоки (сер. III в до н э). Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения на соседей, а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное на варны общество.

На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам.

Художественно-образное восприятие через призму названых религиозных и философских систем, отмечается утонченностью изображения человека и окружающего мира, совершенством архитектурных форм. Впечатляющими есть фрески пещер Аджанты и скальные храмы Кайласа. На протяжении 150 лет древние мастера вырезали этот храм в скале.

Еще одна характерная черта старо индийской культуры есть выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви - Камы. Базировался этот смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и богини как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей кары в крепких объятиях распространенное в храмах.

Философские системы Древней Индии, признававшие авторитет Вед или, по крайней мере, не выступавшие против него открыто, рассматривались как одинаково действенные пути для достижения спасения, хотя они и различались между собой. Традиционно они подразделялись на три группы, по две школы в каждой, дополнявших друг друга: санкхья и йога, ньяя и вайшешика, миманса и веданта. Различные философские мировоззрения Индии занимают важное место в истории ее культуры и мировой философии, не менее важна их роль в развитии научных дисциплин.

Общеизвестно, что древние индийцы добились больших успехов в развитии научных знаний, индийские ученые еще в далеком прошлом предвосхитили многие открытия, сделанные европейскими исследователями в средние века и новое время. Их достижения в области лингвистики, математики, астрономии, медицины оказали несомненное влияние на другие древневосточные и античную культуры. Выдающимся достижением индийской науки было создание десятичной системы счисления которой ныне пользуются во всем цивилизованном мире.

Китайская культура

Китай - страна древней цивилизации: на его территории выявлены остатки первобытной культуры времен раннего палеолита и бронзового века. В ХІV в до н. э. сформировалось первое рабовладельческое государство Инь. В инскую эпоху зародилась культура, которая дала начало китайской цивилизации во всей ее специфике. Был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено письмо-праобраз современной иероглифической каллиграфии.

Древний Китай есть родиной таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открыт метод развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др.

На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю историю. В Древнем Китае впервые было написано «Фармакологию», впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажами.

Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками - Великий канал (2000 л - поч с II в до н.э. - по XIX в н.э.)- сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения води и Великая китайская стена.

В духовной культуре древнего Китая важное место занял феномен повседневного сознания, известный в истории как «китайская церемония». Это строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм поведения и мышления, которые сложились на основе придерживания культа старовины. Этико-ритуальные принципы заменили религиозно-мифологическое восприятие мира. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, которые остались в шане, избавились самого малого человека подобия и стали холодными, абстрактными божествами-символами, как от Небо, Дао. Великий Дао - это всеохватывающий, всеобщий Закон и Абсолют, бесформенный и безымянный, невиданный и неслыханный, недоступный органам чувств человека, но всемогущий создатель мира.

Достижения китайской культуры, оформившейся на основе культурного переворота в эпоху осевого времени и получив­шей исходные импульсы к последующему развитию, поража­ют воображение: это шелк, бумага, компас, порох и т.д.

 

3. Культура средневековой Западной Европы

Термин «средневековье», введенный в 1667 г. немец­ким историком Горном, в классической (христианс­кой) схеме периодизации культурно-историче­ского процесса обозначает эпоху между древностью и новым временем. Обычно историки культуры рассматривают средние века как период от отмирания эллинистической классической, античной культуры до ее возрождения. В свою очередь, эта эпоха имела разные периоды, охватывает 1000 лет.

Фундаментальную роль для средневековой культуры игра­ют традиции Западной Римской империи, представляющие т.н. «романское начало». Главными в культурном наследии Рима являются право, высокая правовая культура; наука, искус­ство, философия; а также христианство, ставшее на зака­те Рима государственной религией империи.

Эти традиции усваивались «варварами» во время борьбы с римлянами и активно влияли на собственную культуру язы­ческой родоплеменной жизни франков, галлов, саксов, ютов, готтов и других племен Западной Европы, представляющую т.н. «германское начало» средневековой культуры. В резуль­тате взаимодействия этих начал возникло напряжение «диа­лога культур», давшее мощный импульс становлению и разви­тию собственно западноевропейской средневековой культуры.

Варварское завоевание Римской империи в V в. способствовало упадку античной культуры: варвары разрушали города, где была сосредоточена культурная жизнь, уничтожали памятники античного искусства, библиотеки. Переход к натуральному хозяйству, нарушение торговых, экономических, политических некультурных связей ограничивали кругозор западных европейцев того времени. Глубокий кризис позднеантичного общества содействовал усилению роли христианства, которое в IV в. стало государственной религией и оказывало огромное воздействие на идейную жизнь общества. Упадок культуры в период раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества католической церковью. Люди воспитывались в духе религиозно-аскетического мировоззрения; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться к пребыванию в вечном загробном мире; для этого церковь рекомендовала посты, молитвы, покаяние. Человеческое тело рассматривалось как темница души, которую нужно было освободить для высшего блаженства.

Средневековая культура формировалась в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. В дальнейшем социальной основой культуры все более становилась и       Главной чертой духовной культуры средневековья является доминирование христианской религии. Она выступает как новая мировоззренческая опора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у человека, утомлен­ного плотским активизмом поздней римской античности.

Всегда ли христианство в средние века имело абсолютно господствующее положение или ему противостояло, выступа­ло альтернативой какое-либо другое явление? В период ранне­го средневековья, вплоть до Х в., даже в таких официально христианских странах, как Англия, Франция, Италия, наря­ду с христианством сохраняли большое влияние языческие ве­рования варваров, для различных социальных слоев наблюда­лась своя особая религиозность. Так, для знати более харак­терно формальное исповедование христианства и менее выра­жено сохранение язычества. Для простонародья — наоборот.

В средневековом обществе экономическая организация го­родов была сравнительно статичной. В конце средних веков ремесленники были объединены в цехи. Несмотря на то, что среди членов цеха всегда был кто-то, кто с трудом сводил кон­цы с концами, в общем мастер всегда мог быть уверен в том, что работа его прокормит и он не останется босым и голодным. Если он изготавливал хорошие стулья или седла, или сапоги и т.д., то этого было вполне достаточно, чтобы обеспечить жиз­ненный уровень, который полагался ему, исходя из его сосло­вия. В противовес тенденции идеализировать цеховую систему — вместе со всей средневековой жизнью — некоторые историки отмечают, что цехи всегда были проникнуты монополистичес­ким духом. Однако большинство авторов считает, что, даже если отбросить какую-либо идеализацию, цехи были основаны на взаимном сотрудничестве и обеспечивали своим членам от­носительную гарантию существования.

В целом же следует отметить, что средневековая культура Западной Европы имела весьма своеобразный, противоречивый характер, что из ее глубин выросла блестящая культура эпохи Возрождения.

 

4. Культура эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения рассматривается как переход от средних веков, от феодального к буржуазному обществу. Появляются мануфактуры, развивается банковское дело, международная торговля. Формируется научная картина мира на открытиях в области астрономии. Ученые эпохи: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Ренессанс - эпоха великих открытий. Известные первооткрыватели - Колумб, Магеллан. Были открыты 2 богатых континента. Наивысшей точки развития культура Ренессанса достигает в XVI в. В утверждаемой системе ценностей духовной культуры в целом выдвигаются идеи гуманизма. Гуманизм Ренессанса - это такое мышление, для которого характерны свободолюбие и светский индивидуализм. Понятие «гуманизм» в философской литературе имеет 2 значения: 1) в широком смысле - система идей и взглядов на человека как наивысшую ценность; 2) в узком - прогрессивное течение западноевропейской культуры эпохи Возрождения, направленное на утверждение внимания к достоинству человека.

В эволюции Возрождения выделяют 3 этапа: 1) Проторенессанс, 2) Ранний Ренессанс, 3)Высокое Возрождение. Первым, кто сформулиро­вал понятие Возрождения был Джорджо Ва­зари («Жизнеописание зна­менитых живописцев, вая­телей и зодчих»). Предпосылкой к возникновению Ренессанса было вы­годное географическое положение Италии. В искусстве Ренессанса человек стал реальной и независи­мой ценностью. В архитек­туре это проявляется не только в очеловечивании пропорций зданий, но и в создании идей этажа.

Про­торенессанс - это подго­товка к Возрождению, он был тесно связан со средневековьем. Родоначальником нового Итальянского стиля счи­тают Чимабуэ. Ему удалось выйти за пределы визан­тийского канона и предо­пределить новые живопис­ные формы. Проторенессанс связывают с именем Джотто ди Бонде, который пре­допределил путь развития Ренессанса: динамику, драматич­ность повествования, пере­ход от плоскостных изо­бражений к объемным и рельефам. Новая концепция живописи основывается на перспективе и объемной трактовке пластической фигуры. Характерные черты мировосприя­тия этого времени присущи литературе, особенно в работах поэта гуманиста Данте Алигьери («Новая жизнь» и «Божественная комедия»). Широкое признание полу­чает творчество Ф. Пет­рарки, считающегося пер­вым гуманистом Европы («Канцоньерэ»). Значитель­ный вклад сделал писатель гуманист Джовани Бок­каччо, развивавший итальянский литературный язык на основе народного («Декамерон»).

Раннее Возрождение XV в. На 1 план выдвигается ярко выражен­ная человеческая личность. Жи­вопись и скульптура отде­ляются от архитектуры. Живо­пись этого периода произ­водит скульптурное впечат­ление. Мастера РаннегоВозрождения стреми­лись восстановить предмет­ность мира, подчеркивая объемность, четкость форм. Художники XV в. открывают за­коны перспективы, строят многофигурные компози­ции, но они используют только линейную компози­цию. Основатели. Раннего Возрождения: Мазаччо, Донателло, Бру­неллески. Эпохе Раннего Возрождения чужда, свойственная Высокого Возрождения и идеа­лизация человека. Основной мотив эпохи - восхищение перед античностью.

Высокое Возрождение - золотой век итальянского искусства (1500-1530гг.). Философские основы Высокого Возрождения представлены рабо­тами Помпонацци, который раз­вивал учение о связи мыш­ления с чувственным вос­приятием. Геометризм Раннего Возрождения прибавляется стремление к передаче внутреннего мира человека. Разрабатывается воздушная перспектива, приемы светотени. Искусство Высокого Возрождения отличается масштабно­стью, выделяется тенденция к синтезу и обобщениям. В произведениях художников основное место занимает об­раз идеального прекрасного человека, совершенного физи­чески и духовно. Искусство Высокого Возрождения представляют 3 художника: Леонардо да Винчи, Мике­ланджело де Буанарроти, Рафаэль Санти. Основате­лем Высокого Возрождения считается Леонардо да Винчи. Его работы отли­чает универсальность. Большое внимание он уде­ляет понятию гармонии. Наиболее известными работами Леонардо: «Мадонна в ска­лах», «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Иоанн Креститель». Выдающимся представителем итальянского Ренессанса был Санти, творчество которого ос­тавило глубокий след в искусстве. Искусство Рафаэля более всего выражает классическое Высокое Возрождение. Наиболее знаменитая его работа - «Сикстинские ма­донны». Кульминации эпохи Возрождения было творчество Микеланджело де Буанар­роти. Для творчества Микеланд­жело характерен титанизм. Пиком творчества Микеланджело был по­толок Сикстинской ка­пеллы.

 

5. Культура эпохи Просвещения

Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Под Просвещением по­нимают прогрессивное идейное течение эпохи ста­новления капитализма, свя­занное с борьбой против феодальных порядков. Характерной чертой Просвещения было стремление его представи­телей к перестройке всех общественных отношений на ос­нове разума, равенства и др. принципов, которые, по их мне­нию, берут начало из «природных прав человека». Основной философской идеей культуры XVIII в. стал разум. Измене­ния в социально-экономической сфере жизни периода Просвещения по­влияли на духовный мир лю­дей, повлияли на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла литература. В период Просвещения вырос социальный статус искусства. Для эпохи Просвещения характерно нали­чие художественных направлений, которые переплетались: сохраняются барокко и классицизм, воз­никает рококо и романтизм. Основным направлением в архитектуре был классицизм - наследование архитектуры древних Греции и Рима. Широко ис­пользовался в Англии. Из­вестным архитектором был К. Рен, под его руководством было построено огромное количество сооружений, великим его достижением был собор Св. Павла, который считается ше­девром мировой архитектуры. Характерной особенностью разви­тия архитектуры было сооружение огромных строений государственного и гражданского назна­чений, распространяется «галантный» стиль во внут­ренней и внешней отделке дворцов, замков, церквей. Порождением сугубо свет­ской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо», получив­ший наибольшее совершенное во­площение в области прикладного искусства. Архитектура и живо­пись рококо ориентирова­лись на создание комфорта для того человека, который будет созерцать их творение. Во время французской революции архитектура Франции возвра­щается к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во время наполеоновского правления. Строения создавались в четких пропор­циях, как во времена императорского Рима, всюду встреча­лась военная атрибутика. Все это подчеркивало мощь империи Наполеона Стиль французской архитектуры в импе­рии Наполеона I назвал ам­пир (империя). Шедевр французского классицизма - Пло­щадь Свободы в Париже (Габриэль).

Зримым вопло­щением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. В них конст­руировался утопический мир, альтернативный существующему, отвечавший пред­ставлениям времени об эти­ческих идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободы и самодостаточно­сти человеческой личности. В композиции парков включаются библиотеки, картинные га­лереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и человеческим чувствам - любви, дружбе.

Можно рассматривать художественную культуру XVIII в. как период ломки воздвигающейся ве­ками грандиозной художественной системы, в соответствии с которой искусство создавало модель жизни более значительную, чем земная жизнь. Перед художником впервые открылась возможность свободы на­блюдения и творчества. Осо­бенно модной была «галантная живопись», которая изображала светских дам и кавалеров, портреты выдающихся просветителей (Ж.Б. Грез). Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи совершенно иное содержание. Класси­цизм означал подчинение человека общественной системе. Развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального личностного начала. Как в «галантной живописи», так и в классицизме идет тема возвеличивания императоров и знати, а новый романтизм акцентировал внимание на народе. Представитель ро­мантизма Ф. Гойя. Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вы­теснения религиозных на­чал искусства светским, отра­жающая повседневность наблюдения художника за ре­альной жизнью людей, она получает широкое распро­странение и стремится за­нять главное место в искусстве. Парадный портрет уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи появляется «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнс­боро, Гварди). Восприятие, настроение, отраженное в эскизе устанавливает непо­средственную связь между зрителями и художником: рису­нок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна. В работах художников усиливается декоративное понимание цвета: картина должна украшать то место, где она находится. Существенной стороной эпохи Просвещения было запечатление художественными средствами ощущений и наслаждений человека. Важное место в ие­рархии духовных ценностей занимает музыка, пора­жающая человека масштабно­стью и глубиной анализа самых затаенных уголков человеческой души. На развитие музыки эпохи Просвещения оказали влияние барокко и класси­цизм. Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения - творчество Баха и Моцарта. Основоположни­ком классицизма во фран­цузской музыке был Люлли. Во Франции и Италии дос­тигает расцвета опера, в Германии и Австрии - ора­тория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культуре). Также развивается опера, балет, народное пе­сенной творчество, музыкальный комедийный театр. Одним из ярких примеров опер­ного искусства является опера Мо­царта «Волшебная флейта». Эпоха Просвещения является важнейшим поворотным пунк­том в духовном развитии Европы, повлиявшим прак­тически на все сферы социально-политической и культурной жизни.        

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Колпинский ЮЛ. Великое наследие античной Эллады. М.,1988
  2. Культура Древней Индии. М., 1975.
  3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.
  4. ПервлолювЛ.С. Слово Конфуция. М„ 1992
  5. ГоффЖ.Л. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Сколько до сессии?
Октября 2014 Ноября 2014
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Поиск
Программы в помощь